Чтобы оптимизировать затраты на производство, автомобильные компании вступают в альянсы, делятся платформами, двигателями, технологиями. Некоторые поступают еще проще - выпускают одну модель на двоих, а то и на троих. Ниже - несколько самых ярких примеров.
Все уже привыкли к унифицированным платформам: это когда одна и та же база может служить основой для нескольких моделей разных брендов и даже классов. С появлением модульных платформ понять, кто на чем, становится вообще невозможно, так как их могут использовать на легковых моделях, внедорожниках и даже минивэнах различного уровня премиальности или массовости.
Но самый простой способ унификации моделей (не только в рамках одного концерна, но, в целом, между автопроизводителями) - это когда берется автомобиль, слегка изменяется внешне и… вот уже готова к продаже модель другого бренда. И, главное, цены между моделями-близнецами могут существенно отличаться.
Француз или японец?


Самый яркий пример такого отношения к делу на российском рынке - кроссоверы Renault Duster и Nissan Terrano. Последний построен на платформе «Дастера» и ничем технически от него не отличается. Дизайн, да, немного другой, но кузов тот же, структура та же.
При этом Renault Duster пользуется большим спросом на российском рынке, а показатели «японца» гораздо скромнее. Что, в общем, неудивительно. Стартовая цена француза с румынскими корнями (в Европе Duster известен под брендом Dacia) - 529 тыс. рублей, тогда как за базовую версию Terrano дилеры просят 739 тыс. рублей.
Однако, Renault и Nissan — это все-таки один альянс, в который, кстати, входит и наш АВТОВАЗ, так что подобные пересечения в модельных гаммах - нормальная практика. Но есть примеры родства моделей абсолютно разных марок.
Мы не двойняшки



Три самым маленьких, самых смешных городских автомобиля: Toyota Aygo, Peugeot 108 и Citroen C1 — одна и та же модель. Причем, основой послужила именно японская малолитражка с 3-цилиндровым двигателем. Сейчас ни одна из этих моделей в России не представлена, но раньше французы продавали у нас C1 и 107 (предыдущее поколение модели 108). Но так как технически это была Toyota, сервисное обслуживание французские малолитражки проходили по регламенту японцев. Тем не менее, компании не любят говорить о заимствовании. Как правило, подобные модели называют совместной разработкой. Но это условно. Главное, совместные инвестиции.
Если внешне, точнее, спереди машины отличаются, то внутри сходств больше. Но даже невооруженным глазом видно, что кузов у машин — один и тот же.
«Спорт на двоих»


Выпуск спортивных автомобилей - дело затратное и часто нерентабельное. А вот создание одной модели на двоих может стать выгодной партией. Затрат меньше, а значит и меньше потерь в случае неудачи. К тому же, зачастую одинаковые модели могут продавать на разных рынках. Таким образом, не будет конкуренции между ними, что еще выгоднее. Этим руководствовались в компаниях Subaru и Toyota, создавая, по сути, два одинаковых спорткара, незначительно отличающихся по характеристикам: Subaru BRZ и Toyota GT86.
При этом, в разработке машины принимали участие обе компании. Трансмиссия и система непосредственного впрыска создана инженерами Toyota, а вся техническая составляющая, в том числе оппозитный двигатель, принадлежит специалистам Subaru.
Братья-кроссоверы



Еще один общий проект концерна PSA Peugeot Citroen и компании Mitsubishi Motors. Кроссоверы-тройняшки. Собственно, французы к проекту прикладывали минимум усилий. В основе находится компактный SUV под названием Mitsubishi ASX, а у Peugeot 4008 и Citroen C4 Aircross лишь слегка измененный внешний вид. Разработкой которого и занимались французы. Техника полностью идентична.
Кстати, у PSA и Mitsubishi и ранее был совместный проект по кроссоверам, только более крупным. Схема та же, модель Mitsubishi Outlander слегка переделали внешне - получились Peugeot 4007 и Citroen C-Crosser.
Все три модели представлены на российском рынке. Но цены, несмотря на идентичность, разнятся. Так, за Citroen C4 Aircross просят минимум 989 тысяч рублей. В Peugeot за такой же SUV, попросят уже 1 219 000 рублей. А базовая версия Mitsubishi ASX стоит всего 889 тыс. рублей. Это, правда, с учетом специальных акций. Впрочем, французские компании также анонсируют цены как специальные.
И «Ладу» клонировали

Российский АВТОВАЗ сегодня может гордиться своими успехами. В частности, моделью Lada Granta, которая на протяжении нескольких лет остается самой популярной на отечественном рынке. Она приглянулась компании Nissan, которая выпустила на ее основе две модели под брендом Datsun — седан on-Do и хэтчбек mi-Do. Стоит, правда, отметить, что японцы существенно доработали Granta, в том числе, по подвеске и другим настройкам. Однако кузов, фактически, тот же, как и агрегаты.
А цены? Lada Granta седан можно приобрести по цене 348 900 рублей и выше, лифтбек – от 368 500 рублей. Седан Datsun on-Do продается дилерами по цене 356 000 и выше, Datsun mi-Do – от 412 000 рублей.