Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на главу комитета производителей автокомпонентов Ассоциации европейского бизнеса Андрея Коссова, сегодня эта проблема становится особенно острой. Все дело в том, что раньше у производителей оставалось поле для маневров: все, что можно было локализовать, уже локализовано. По словам Коссова, дальнейшие возможности компаний ограничены, в частности, из-за низких пошлин на готовые импортные комплектующие и небольших объемов российского рынка.
Локализация производства автокомпонентов является важным фактором развития отечественного автопрома, в первую очередь, из-за девальвации рубля. Чтобы не поднимать цены на готовую продукцию из-за растущих цен на импортные запчасти, правительство задалось целью увеличивать число местных поставщиков. Но на данный момент практически единственной поддержкой производителей автокомпонентов в России являются небольшие займы под льготный процент у Фонда развития промышленности (ФРП). Не очень большие объемы внутреннего рынка делают производство компонентов в России экономически нецелесообразным. То есть, выгоднее импортировать детали с завода, который выпускает их миллионами штук, чем создавать собственное мелкое производство.
Высокие импортные пошлины на субкомпоненты, которые не производятся в России, обусловлены желанием государства защитить от конкуренции производителей в России. Но в России выпускают не все виды деталей, которые необходимы для сборки более крупных узлов и компонентов. Получается, что себестоимость некоторых запчастей, выпускаемых в России, оказывается более высокой, чем та, которую изготавливают за рубежом, даже с учетом ввозной пошлины на нее.
Вообще, договориться об импорте готовых автокомпонентов гораздо проще и, как мы уже выяснили, дешевле, чем организовывать их выпуск в России. Пока российский авторынок рос, производители планировали проекты по локализации выпуска автокомпонентов в стране, но многие проекты сорвались как раз из-за того, что импорт работает гораздо эффективнее. С оживлением авторынка, ситуация может измениться к лучшему. Но главная проблема сохраняется: компаниям сложно сохранить уровень цен, сравнимый с серийным производством больших объемов импорта при нулевых пошлинах.
Надо менять размер пошлин на субкомпоненты и повышать на более сложные узлы, импортируемые из-за границы? Но, во-первых, это процесс не быстрый (все вопросы по поводу пошлин проходят согласования на уровне ЕЭК), во-вторых, не все чиновники видят в этом проблему и, наконец, политика изменения пошлин может затрагивать интересы автопроизводителей в России.