Мой мотор
25.01.2017

Как безопасно управлять автомобилем на зимней дороге?

Зима
Чем нынешняя зима отличается от предыдущей? Обильными осадками, сильными перепадами температуры, обледенением поверхности дорог и тротуаров… Частая смена погоды предъявляет повышенные требования к водителю и транспортному средству.
Перерыв на рекламу

Сегодня у нас есть хороший повод поговорить об основных приемах вождения в непростых российских условиях и мерах, которые необходимо предпринять, чтобы езда на сложном и постоянно меняющемся покрытии была предсказуемой и безопасной.

Первое, о чем надо думать, прежде чем выезжать на улицу, - состояние шин. Сегодня много говорят об универсальности всесезонных покрышек, о необыкновенной особенности летних шин с расширенным температурным диапазоном и о гениальности дизайнеров, предлагающих новые рисунки на протекторах «шин-липучек»… Чтобы ни говорили западные СМИ, не следует забывать: Россия – особая вселенная, покорять которую можно лишь на шипованной резине. При этом, она не должна быть изношена больше, чем на величину, указанную в Техническом регламенте, она не должна иметь внешних повреждений – проколов, порезов, вздутия боковин и т.д. Отсутствие большего числа шипов не делает ее более безопасной. Да, и отправляясь в зимнее путешествие, не поленитесь проверить давление в шинах.

Шипованные шины

Поведение автомобиля на зимней дороге может отличаться от того, к которому вы привыкли во время летней и осенней эксплуатации авто, когда дороги были сухими - чистыми ото льда и снега. Давайте рассмотрим некоторые ситуации, характерные в зимний период, и то, как должен вести себя водитель при управлении автомобилем.

Автомобиль стремится наружу поворота

Снос передней оси происходит в том случае, если водителем неправильно выбрана скорость. Если автомобиль «плохо» входит в поворот, не следует пытаться доворачивать руль и, тем более, задействовать тормоза – это может усугубить ситуацию. Независимо от того, какой у автомобиля привод, в данном случае необходимо плавно сбрасывать газ. Если при входе в поворот вы слишком сильно повернули руль, следует возвращать их (опять же, плавно) в положение, соответствующее прямолинейному движению, до того момента, когда вы почувствуете, что сцепление колес с покрытием восстановилось. После этого необходимо довернуть руль (и снова, очень плавно) на требуемый угол.

Автомобиль попал в занос

Зимняя дорога

Если корму начинает выбрасывать вперед (автомобиль старается повернуть на больший угол, чем задан водителем), первое желание – нажать на тормоз. Делать этого ни в коем случае нельзя. Вместо этого необходимо поворачивать руль в обратную сторону – в сторону заноса. Далее следует корректировать траекторию движения автомобиля манипуляциями с педалью газа. На авто с передним приводом газ надо немного прибавить – в этом случае ведущие колеса скорректируют направление движение. На автомобиле, у которого ведущие колеса – задние, наоборот, газ следует сбросить. В этом случае «корма» начнет тормозить и вытягивать нос в сторону поворота. Борьба с заносами на полноприводном авто вырабатывается на практике и зависит от типа полного привода и работы электронных «мозгов», автоматически перераспределяющих тягу между колесами в зависимости от ситуации. Собственно, наиболее «умные» авто справляются с заносами самостоятельно, но помощь водителя никогда не будет лишней – если, конечно, она осуществляется правильно, а не вредит еще больше. Как правило, автомобили с полным приводом в заносе обладают повадками, характерными для переднеприводных моделей. Следует внимательно ознакомиться с тем, какого вида привод стоит на вашем авто, посоветоваться с коллегами на форумах и предварительно потренировать вход и выход из заноса на площадке. Опыт – великое дело!

Выпал снег, коммунальщики не успевают чистить дороги

Зима

Если дорога покрыта снегом, укатанным другими автомобилями так, что он стал скользким, это приводит к снижению сцепления колес с покрытием (протектор шины не успевает самоочищаться). В этом случае прежде всего необходимо соблюдать скоростной режим. Более того, снизить скорость до безопасной и отказаться от резких движений педалями и рулем. При сильном сбросе или, наоборот, добавлении газа, а также резком движении рулем может возникнуть занос автомобиля (даже при прямолинейном движении). На неочищенной от снега дороге следует отказаться от частой смены полосы движения. Если это необходимо, менять полосу необходимо плавно - по максимально распрямленной траектории. В поворот необходимо входить на скорости, при которой ведущие и управляемые колеса гарантированно сохраняют сцепление с покрытием. Резкие манипуляции с рулем не желательны, если одна сторона автомобиля находится на твердой поверхности (с хорошим сцеплением), а другая – на скользкой.

Преодоление водных преград

Если вы думаете, что этот пункт касается лишь путешественников и жителей районов, где дороги размывает каждый раз, когда идет дождь, вы ошибаетесь. Обильные снегопады, после которых наступает оттепель – нередкое явление в центральных (а в последние годы - и в северных тоже) регионах России. Прорыв труб, оттепель или дождь в январе – в городах часто встречается ситуация, когда маленькая лужа на дороге неожиданно превращается в «море разливанное».

Лужа, грязь, брод

Преодолевать такие участки необходимо крайне осторожно. Мэр Москвы заботится о качестве дорожного полотна в столице, в других городах ямы и открытые колодцы на дороге – распространенное явление. Пересекать залитый водой участок можно лишь тогда, если вы убедились, что другие автомобили проезжают его беспрепятственно. Следует помнить: гарантированно безопасная глубина брода для легкового автомобиля – половина колеса. Если вода поднимается выше, ехать рискованно.

Проезжать лужу на дороге следует на минимальной скорости – не более 10 км/ч. Тормозить не рекомендуется. В этом случае образуется так называемая «обратная волна», которая может залить незащищенные узлы и агрегаты автомобиля или даже спровоцировать гидроудар. Как только вы выбрались из большой лужи, не забудьте «просушить тормоза». Для этого следует несколько раз нажать на педаль тормоза.

Парковка на снегу

Зима

Зимний двор в Липецке практически ничем не отличается от двора в Санкт-Петербурге. Дворники убирают дорожки у подъездов, моторизованная коммунальная техника очищает лишь проезжую часть. В связи с этим участки дворовой территории, где паркуются автомобили, в течение зимы покрываются толстым слоем льда. Что можно посоветовать в этом случае?

Паркуйтесь так, чтобы ведущие колеса находились по возможности на твердом покрытии. Для переднеприводных авто это означает следующее: передок должен быть обращен к дороге, а корма – к газону (к параллельной парковке этот совет неприменим). Если вы паркуетесь сразу после обильного снегопада, попробуйте накатать колею – сделайте несколько движений вперед-назад на том месте, где будет стоять авто. Если снег действительно глубокий, в ход идет лопата – следует очистить место под парковку. В противном случае погода может измениться, снег затвердеть и автомобиль – просесть и лечь на днище.

 

Перерыв на рекламу

Самое популярное

Раз в неделю мы знакомим более 3 миллионов подписчиков с самыми интересными статьями и предложениями из мира автомобилей

Отправляя данные с этой формы, вы принимаете условия Пользовательского соглашения
Подписаться на материалы
Закрыть
Закрыть

Регистрируясь на данной форме, я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие на обработку персональных данных.
Закрыть