Мой мотор
22.08.2016

Почему мы никогда не пересядем на общественный транспорт?

Общественный транспорт
Если вам, привыкшему каждый день трястись в переполненном троллейбусе, предложить для поездок на работу личное авто представительского класса с водителем и при этом гарантировать отсутствие пробок, что вы выберете? Ответ очевиден.
Перерыв на рекламу

А если заменить комфортный «Мерседес» на пропитанные миазмами горелого масла «Жигули», посадить вас за руль, а ровную дорогу заменить на разбитую и заполнить ее миллионами других машин, откажетесь ли вы в этом случае от личного транспорта в пользу общественного? Одни эксперты утверждают, что за свободными от «частников» улицами будущее, другие считают, что скепсис по отношению к автомобилю и прогнозы о том, что человечество вскоре, наконец, откажется от него, является ни чем иным как деградацией. Давайте поговорим на эту тему…

Одно из важнейших завоеваний человека – право на личное пространство. Так уж сложилось, что нам это нравится. Мы хотим жить в отдельной квартире и иметь там собственную комнату. Плюс загородный дом, плюс новое, комфортное и вместительное авто.

Автомобиль – чего греха таить, штука имиджевая. Это такая надстройка над нашим эго, продолжение костюма. Садясь за руль, мы каждый раз становимся немножко Железным человеком, обретая возможности, которые пешеходу неведомы и недоступны. Но если быстрая езда и демонстрация собственной крутизны нужны не каждому, то кусок личного пространства, оборудованный с комфортом и умеющий перемещаться вместе с владельцем – это универсальная ценность. И это то, что объединяет ржавую, еще советскую «шестерку» и новый Rolls-Royce Wraith.

Да, они возят воздух, но этот воздух – свой собственный! Внутри нет людей, которые нам неприятны. Можно слушать музыку, включить аудиокнигу или практиковаться в пении. Можно закурить сигарету или ехать в относительной тишине. Без всего этого можно прожить, но это такое излишество, которое стоит потраченных денег.

Дорога
© Фото: kolesa.ru

В этом плане общественный транспорт – сродни коммунальной квартире. В нем, правда, минимум не нужно спать и времени там проводишь меньше. Но суть та же: нежелательные соседи, нехватка личного пространства и кучв других неудобств. Если автобус или вагон метро – новенький, чистый и приходит вовремя, то, условно, из советской коммуналки он превращается всего лишь в европейский хостел с «вай-фаем» и веселенькими обоями. Но суть от этого не изменится. Вы променяете отдельную квартиру на хостел? То-то же.

Обратимся к проблеме пробок. Все, наверное, видели знаменитую социальную рекламу из города Мюнстер в Вестфалии, где показано, как много места занимают машины на улице, и как мало – люди, которые на этих машинах едут. А даже если и не видели, то суть понятна: в городе места мало. И чтобы не забивать улицы своими металлическими коробками, нужно ходить пешком или компактно утрамбовываться в общественный транспорт.

Логика кажется безупречной, но проблема здесь лежит не в машинах, а в несовершенстве городской инфраструктуры. И наши предки, которые застраивали город без расчета на автомобильный трафик, тут совершенно ни при чем. В исторической части города обычно прекрасно помещаются все местные жители со своими машинами.

Проблемы исходят из районов, застроенных XX-XXI вв. В СССР увлекались социалистической «эффективностью», компактно трамбуя вчерашних крестьян в барские квартиры, а затем – панельные хрущобы. На Западе проблемы создавали безответственные предприниматели, монетизирующие каждый клочок купленной земли на полную катушку, строя гигантские многоэтажки. В пост-перестроечной России опыт акул капитала переняли с энтузиазмом, понастроив по всей стране «муравейников» на 1 000 квартир с 100 парковочными местами.

Проблема – именно в этом. В нецивилизованном бизнесе, в смотрящих на это сквозь пальцы надзорных органах, в коррупции. В гиперцентрализованной экономике, где финансовые потоки стекаются в столицу, лишая возможности хорошего заработка в регионах. Городской общественный транспорт – это таблетки от горла, которые лишь купируют воспаление, но не способны вылечить болезнь полностью.

Пробки на дороге
© Фото: kolesa.ru

Что делать? Ну хотя бы остановить застройку спальных районов и пригородов многоэтажками, а также диверсифицировать транспортные потоки, убрав из исторического центра точки притяжения. Некоторые эксперты утверждают, что если центр освободить от правительств и избытка бизнес-центров, оставив в нем лишь туристические зоны и жилье, то это будет «убитый центр», потому что в нем не будет бурной жизни. С этим утверждением можно поспорить.

Другие скажут, что в тесноте мегаполиса есть своя романтика. Но человеческая психика устроена так, что она в любых дискомфортных условиях находит что-то романтичное. Третьи будут на своем примере популяризировать нетрадиционные для города виды транспорта, например, велосипед. Да, нынешний экстравагантный министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон в свою бытность мэром Лондона вовсю позировал на велосипеде. Только «в обычной жизни» чиновник предпочитает BMW с шофером.

Любой человек, будь то Борис Джонсон или ваш сосед дядя Степа, стремится к лучшей жизни. А «лучшая жизнь» невозможна без права перемещаться в пространстве по собственному расписанию, в комфортной обстановке и без нежелательных соседей. То есть она невозможна без личного автомобиля.

Естественно, машина будущего будет другой: с экологичным силовым агрегатом, всевозможными системами «защиты от дурака» и автопилотом. Как бы ни менялась начинка, две вещи останутся неизменными: машины останутся привлекательными и они будут давать нам личное пространство. В этом плане какая-нибудь BMW 7 series 12-го поколения из 2035 года будет мало отличаться от все той же ржавой «шестерки» (которая по меркам 70-х была очень даже ничего).

Безусловно, без общественного транспорта существовать невозможно, особенно если речь идет о дальних путешествиях – глупо ехать на машине два дня, когда можно преодолеть это расстояние за шесть часов на самолете или высокоскоростном поезде. Еще более глупо выкатывать с паркинга машину, когда от дома до офиса можно за 15 минут дойти пешком, и на улице отличная погода.

Деградация – не в использовании общественного транспорта как такового. Деградация – в признании общественного транспорта правильным способом повседневного передвижения и отказ от своего дальнейшего развития, чтобы пересесть на автомобиль. Потому что опыт подсказывает: по-настоящему экономика развивается только тогда, когда она работает на человеческие удовольствия. Когда она работает на что-то еще, обычно получаются только танки и ракеты.

Материал полностью – на сайте источника.

  Источник: kolesa.ru

Перерыв на рекламу

Самое популярное

Раз в неделю мы знакомим более 3 миллионов подписчиков с самыми интересными статьями и предложениями из мира автомобилей

Отправляя данные с этой формы, вы принимаете условия Пользовательского соглашения
Подписаться на материалы
Закрыть
Закрыть

Регистрируясь на данной форме, я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие на обработку персональных данных.
Закрыть