В ходе опроса ВЦИОМ попытался выяснить, какие нарушения Правил дорожного движения наши граждане считают наиболее опасными. В исследовании приняли участие 2 350 человек (интересная деталь: 100 процентов опрошенных приравняли себя к пешеходам; из них 98% назвали себя пассажирами и 70% - водителями).
Как сообщила «Российская газета» со ссылкой на данные всероссийского репрезентативного опроса, самым опасным нарушением ПДД наши граждане считают управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. За этот вариант проголосовали 67% опрошенных. 53% респондентов назвали таковым проезд автомобиля на красный свет светофора. Наконец, 24% опрошенных посчитали неприемлемым опасное вождение (участники опроса могли выбрать более одного варианта ответа).
Далее нарушения (по уровню опасности с точки зрения обычных людей) расположились следующим образом: превышение скорости более чем на 60 км/ч (20%), нарушение правил обгона (17%), выезд на полосу встречного движения (15%). А вот нарушение правил остановки и стоянки признали опасным только 6% опрошенных, причем, практически все, кто выбрал этот пункт, – пешеходы и пассажиры.
В ГИБДД готовы согласиться с тем, что пьяница за рулем – это самое страшное, что может случиться на дороге. По мнению начальника ГУОБДД МВД России генерал-майора полиции Михаила Черникова, в этом плане надо приложить все усилия, чтобы не допустить появления таких водителей на дорогах. И то, что люди это понимают, - уже хорошо. А если еще и примут меры по недопущению такого рода случаев (жена отговорит мужа садиться за руль пьяным, пешеход «настучит» на водителя под шофе и т.д.), - просто замечательно.
Оценка опасности агрессивного поведения на дороге – это тоже положительный, по мнению главного «гаишника» страны, результат. Уже есть понимание, что оно недопустимо. Пусть пока только у четверти населения (судя по последнему опросу ВЦИОМ).
Странным выглядит тот факт, что граждане не считают опасным выезд на «встречку» и, например, непропуск пешеходов на перекрестке. В ГИБДД полагают иначе – хотя бы по числу погибших в такого рода происшествиях. Больше всего людей в России погибает именно потому, что кто-то из водителей выехал на полосу встречного движения (почти пять тысяч погибших по итогам 2017 года). На втором месте по этому показателю - превышение скорости движения и несоответствие скорости условиям движения. При этом, превышение скорости на 20 км/ч респондентами не считается серьёзным, однако уже с таким превышением при ДТП с пешеходом риск его гибели возрастает многократно.
Граждане в общем и целом мыслят верно. Но, в то же время, не осознают в полной мере опасности тех или действий. И это непонимание находится не в плоскости нарушения и наказания, а в плоскости психологии и воспитания. Что надо делать? Разговаривать, объяснять, учить, делиться информацией, наглядно демонстрировать.
По словам Михаила Черникова, в настоящее время в рамках стратегии по безопасности дорожного движения, госавтоинспекция активно работает с экспертным сообществом, с общественными организациями. Но необходима также и активная поддержка СМИ и блогеров.
Есть, товарищ генерал-майор! Будем работать!