Когда его отстранили от работы на Волжском автозаводе в 2016 году, Бу Андерссон был, как говорят, сильно огорчен и разочарован. До этого за его плечами был опыт руководства российским ГАЗом и, переходя, на работу в крупнейшую отечественную автокомпанию, швед был уверен в том, что блестяще решит все поставленные перед ним задачи. Но реальность оказалась более суровой, чем он предполагал. Как вы думаете, что он рассказал журналисту, который спрашивал его о должности на посту руководителя АВТОВАЗа?
Первым делом Андерссон навел порядок в заводских туалетах… Это было несложно. Сложнее было справиться с коррупцией и воровством, а также тысячами лишних людей, которые числились на производстве, но, как утверждает экс-директор предприятия, ровным счетом ничего не делали – спали на работе, играли в шахматы или пили чай. Собственно, основным фактором, почему уволили шведского специалиста, как раз и стало его решение сократить на Волжском автозаводе несколько десятков тысяч человек – рабочих и ИТР. Иностранный специалист заботился о финансовом положении компании, российские акционеры и чиновники боялись роста протестного электората. Возник конфликт интересов, который привел к отставке иностранного специалиста.
Пока компанией руководил Игорь Комаров (сегодня он глава Федерального космического агентства), АВТОВАЗ не выпускал новых моделей. Предприятие возглавил Бу Андерссон и спустя некоторое время российским автолюбителям была представлена Lada Vesta. Многие эксперты ставят этот факт в заслугу шведу. Другие считают, что он необоснованно зациклил на себя многие организационные и, главное, финансовые вопросы. В частности, в угоду качества продукции отказался от сотрудничества с отечественными поставщиками. В результате многие производственные связи были разрушены, а себестоимость новых моделей оказалась слишком высокой. Некоторые эксперты утверждают: АВТОВАЗ попал в финансовую яму именно благодаря действиям его бывшего руководителя. И если сегодня предприятие является убыточным, в этом есть и его вина, причем немалая. А вот сам Андерссон виноватым себя не считает. В интервью он признается, что никогда не взялся бы за эту работу, если бы знал то, что знает сегодня.
На ГАЗе он делал то же самое: сокращал издержки и налаживал связи с иностранными партнерами. Андерссон говорит, что уже тогда его сильно невзлюбили в России. На самом деле он сам переходить на АВТОВАЗ не хотел – то ли уговорили, то ли заставили. И, в конечном итоге, пожалел о «впустую потраченном времени». По его собственным словам, работа на ГАЗе ему показалась «цветочками»; в Тольятти ситуация оказалась в 10 раз более запущенной.
Документальный фильм «Русская работа» открыт для просмотра на сайте шведской общественной телевещательной организации SVT (Sveriges Television). К сожалению, файл доступен лишь для жителей Швеции. Если вы следили за деятельностью Бу Андерссона в России, вы можете сами догадаться, чего он там наговорил…