Взаимоотношения между покупателем и продавцом регламентированы Законом «О защите прав потребителей», принятом 7 февраля 1992 года. В нем говорится, что покупатель, обнаруживший в товаре недостатки, имеет право потребовать его замены на другой товар (такой же или аналогичный). Он также может потребовать соразмерного уменьшения цены, за которую был приобретен товар, либо незамедлительного бесплатного ремонта или компенсации его стоимости, либо возврата денег (ст. 18.1. Закона о защите прав потребителей).
Обратиться с одним из указанных выше требований покупатель может непосредственно к продавцу, к импортеру марки или ее уполномоченному представителю или даже производителю в течение установленного на данный товар гарантийного срока (ст. 19.1. Закона о защите прав потребителей).
Здорово! Значит ли это, что покупатель автомобиля Kia Optima, на который производитель дает пять лет гарантии, может, усомнившись в его правильной работе, поменять его на новый автомобиль спустя, например, 55 месяцев после начала его активной эксплуатации?
Не спешите радоваться! Во-первых, гарантийные обязательства автопроизводителя – сложный и неоднозначный документ, который требует отдельного, очень внимательного изучения (не поленитесь узнать, что именно входит в трех-, пятилетнюю гарантию на автомобиль, который вы покупаете). Во-вторых, автомобиль является не простым товаром (как, например, чайник или настольная лампа), а технически сложным. А в отношении таких товаров закон, который мы сегодня обсуждаем, имеет особую формулировку. Существует перечень технически сложных товаров, к которым без всякого сомнения относится и автомобиль. А это значит, что для предъявления отдельных требований к продавцу предусмотрены крайние сроки. Так, требовать замены нового автомобиля на такой же новый либо вернуть деньги покупатель может только в течение 15 дней с момента передачи ему товара продавцом (ст. 18.1. Закона о защите прав потребителей). В противном случае, он будет довольствоваться обязательством продавца отремонтировать бракованный автомобиль по гарантии в течение установленного времени.
Плохи те правила и законы, у которых нет исключений. Потребовать от продавца заменить авто или вернуть деньги можно и по истечении этого срока, но только в нескольких случаях, предусмотренных законодательством. И здесь уже начинаются вопросы, решить которые без серьезной экспертизы и адвоката по торговым спорам, очень трудно.
Во-первых, предъявить эти два требования покупатель автомобиля может, например, через месяц после начала эксплуатации, если:
- был обнаружен существенный недостаток товара, который нельзя устранить за установленный срок;
- были нарушены сроки устранения недостатков товара;
- была доказана невозможность использовать товар в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней, при условии, если различные недостатки уже неоднократно устранялись.
На практике все происходит примерно так. Гражданин купил автомобиль, через неделю у него пошел сизый дым из трубы или загудела коробка. Он приехал к дилеру с претензией, а там ему клятвенно пообещали все исправить в течение нескольких дней – сделать все в лучшем виде и, разумеется, по гарантии. Но прошли 15 дней, которые были у покупателя на возможность потребовать назад деньги за машину, а автомобиль все еще не был отремонтирован. В этом случае ему следует заняться другим подсчетом: максимальный срок устранения неисправности при гарантийном ремонте не должен превышать 45 дней (ст. 20.1 Закона о защите прав потребителей). За несоблюдение сроков ремонта продавец обязан выплатить покупателю неустойку. При этом покупатель может предъявить продавцу и иные требования, установленные ст. 18 закона о защите прав потребителей - в том числе потребовать вернуть товар или обменять его на аналогичный.
Не трудно догадаться, что дилер «включит дурочку». В этом случае есть возможность обратиться в суд, но и суды нередко встают на сторону продавца. Например, судья может сослаться на то, что выявленный недостаток не является существенным. И что делать? Один из вариантов – обращаться в вышестоящую инстанцию вплоть до Верховного суда. В последнем случае добиться справедливости можно – ВС любит обиженного потребителя больше, чем жадного продавца, и часто выносит решения не в пользу последнего.
И последнее. Гражданин (покупатель автомобиля) самостоятельно определяет способ защиты своего нарушенного права, а это значит, что предпочтительность выбора между заменой автомобиля и возвратом денег зависит от текущих потребностей самого гражданина.