Мой мотор
17.07.2017

Автоэнциклопедия: Что общего между взятием Бастилии и правосторонним движением?

Германия. Дорога
Все знают: в России как и в большинстве стран Европы автомобильное движение правостороннее. Но не все догадываются, что выбор в пользу такой организации впервые был официально закреплен в России и только потом - во Франции, во времена Великой французской революции, очередную годовщину которой (День взятия Бастилии) отметили французы в июле этого года.
Перерыв на рекламу

Одни историки утверждают. что в древнем Риме всадники и повозки разъезжались по левой стороне, другие настаивают на том, что по правой. В пользу первого утверждения выступают старинные изображения, в пользу второго - логика. Действительно, если всадник держит меч в правой руке, а щит в левой - ему проще защищаться от потенциального врага, приближающегося к нему слева. Позже, к моменту появления на дорогах карет, кучеру, которому надо было разъехаться со встречным экипажем на узкой улочке Парижа, легче было подавать вправо (правая рука, держащая вожжи сильнее левой - верно в том случае, если принять: правшей больше, чем тех, для кого основная рука - левая). В этом случае выбор в пользу правостороннего движения выглядит более убедительным.

Источники утверждают, что в России издревле действовало правило правостороннего движения. Первые упоминания об этом относятся к петровским временам. А в 1752 году императрица Елизавета Петровна издала указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения для карет и извозчиков. Лишь четыре года спустя в Европе появился первый закон о разграничении потоков. В 1756 году в британском парламенте был принят билль о движении по Лондонскому мосту. Так, левостороннее движение транспорта в Англии было закреплено законодательно: за нарушение закона полагался внушительный штраф. Через 20 лет такой порядок движения (причем. не только по обычным дорогам, но и на железнодорожном транспорте) был установлен по всей стране благодаря изданию "Дорожного акта".

Почему в Англии выбрали левостороннее движение? До сих нет однозначного мнения на этот счет. Самое правдоподобное объяснение - это местоположение возницы на облучке или козлах. При левостороннем движении у него меньше шансов огреть кнутом прохожего, идущего по тротуару.

Мы уже определили, что честь быть первыми, кто официально ввел в обращение правостороннее движение в Европе, принадлежит России. Но, как это водится, просвещенный мир никогда не признавал первенство русских в государственном устройстве и развитии. Поэтому право считаться законодателем в этом вопросе получила Франция. Именно в этой стране во времена Французской революции (1789 - 1799 гг) был принят декрет, который предписывал людям и экипажам (разумеется, об автомобилях речи не идет; тогда их еще не было) двигаться по правой стороне дороги, которую называли "простонародной". Позже Наполеон Бонапарт утвердил эту схему перемещения и для солдат французской армии. Всесторонняя конкуренция между Англией и Францией привела к тому, что в других европейских странах, поддерживающих Францию, перешли на правостороннее движение, а в тех, где правила британская корона, позаимствовали (сохранили) левостороннюю схему. И только Россия пошла своим собственным путем, который, как нам известно, совпал с тем, которого придерживались во французской республике после Великой революции.

Сегодня 72% от общего числа дорог в мире - правосторонние. Если считать по количеству населения, 66% людей ездят по правой стороне, остальные - по левой (последний показатель в большей степени зависит от Индии и Пакистана, являющихся одними из самых густонаселенных стран мира). Интересная деталь: в "правосторонних" странах иногда встречаются исключения. Так, на улице Генерала Лемонье в Париже (она совсем небольшая - всего 350 метров в длину) машины едут по левой стороне. Не из-за каких-то традиций и предрассудков, а исключительно в практических целях - так лучше получается разгрузить соседние улицы.

И еще одно. Последней страной в Европе, которая решила поменять организацию движения, стала Швеция, которая перешла с левостороннего на правостороннее движение лишь в 1967 году. Это произошло рано утром 3 сентября - ровно в 4:50 минут все транспортные средства, находящиеся на улицах, должны были остановиться и перебраться на другую сторону дороги - на это отводилось 10 минут. В 5 часов утра 3 сентября 1967 года движение по всей Швеции стало правосторонним. Представляем, как нелегко было водителям. Власти, видимо, были готовы к этому - на первое время после перехода в стране был введен специальный режим, ограничивающий максимально допустимую скорость движения.

 

Перерыв на рекламу

Самое популярное

Раз в неделю мы знакомим более 3 миллионов подписчиков с самыми интересными статьями и предложениями из мира автомобилей

Отправляя данные с этой формы, вы принимаете условия Пользовательского соглашения
Подписаться на материалы
Закрыть
Закрыть

Регистрируясь на данной форме, я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие на обработку персональных данных.
Закрыть