18-19 июня во Франции пройдет очередной, 84-й марафон «24 часа Ле-Мана». Как и раньше, легендарная гонка входит в зачёт чемпионата мира по гонкам на выносливость FIA WEC, причём ее участники смогут заработать вдвое больше очков, чем на обычных, 6-часовых этапах. Старт гонке даст актёр Брэд Питт.
Как обычно, гонка будет проходить на кольце Сарте, неподалёку от города Ле-Ман на северо-западе Франции. Это классическая и очень скоростная трасса, одна из самых длинных на сегодняшний день – её протяжённость составляет 13629 метров, что почти вдвое больше самой длинной трассы «Формулы-1» в бельгийском Спа-Франкоршамп. При этом Сарте является стационарным автодромом лишь наполовину – частично используются дороги общего пользования.
Схема трассы Сарте
Несмотря на большую протяжённость, поворотов в Ле-Мане относительно немного – 38. В основном кольцо состоит из длинных прямых, соединённых медленными связками. Поэтому здесь очень важна мощность моторов и механическая эффективность шасси, а уровень прижимной силы отходит на второй план. Рекорд трассы в гонке был установлен год назад – Андре Лоттерер на Audi R18 e-tron quattro смог проехать круг за 3 мин. 17,475 с. В квалификации время поула Нила Яни на Porsche 919 Hybrid составило 3 мин. 16,887 с.
Главным отличием нынешней гонки от предыдущих станет рекордное количество участников – впервые на старт выйдут 60 экипажей! Перемены назрели давно – в последние годы заявочный лист регулярно превышал традиционное количество стартовых номеров. Однако расширить число участников мешали чисто технические проблемы – на трассе Сарте было всего 56 боксов. Год назад было принято решение построить дополнительные боксы.
Изначально организаторы планировали достичь числа в 60 машин только в 2017 году, а в 2016-м на старт должно было выйти 58 машин. Однако строительство шло с опережающими темпами, так что уже зимой промоутер гонки, французский автомобильный клуб ACO, объявил о досрочном выполнении своих обязательств. Тем не менее, и на этот раз заявочный лист не вместил всех желающих, так что не исключено, что в следующем году боксов в Ле-Мане будет ещё больше.
Категория LMP1
LMP1 – самый престижный класс прототипов, в котором могут быть представлены как заводские, так и частные команды. В этом классе производители имеют возможность экспериментировать с технологиями и конфигурацией. На старт допускаются машины как с передней, так и заднемоторной компоновкой, использующие бензиновые и дизельные, турбированные и атмосферные двигатели, а также гибриды.
Чтобы попасть под определение гибридной, машина должна двигаться по пит-лейн со скоростью 60 км/ч, используя только электрический привод. Однако фактически смысл в выделении гибридов в отдельную категорию пропал ещё несколько лет назад, так как именно такие машины сейчас доминируют в абсолютном зачёте. В нынешнем сезоне все заводские экипажи LMP1 (6 машин из 9) используют гибридные силовые установки. И лишь на трёх частных машинах используется турбомотор AER классической компоновки.
Технический регламент категории на сезон 2016 содержит несколько важных отличий по сравнению с предыдущим годом. В последнее время машины LMP1 стали слишком быстры, мощность силовых установок постепенно подбиралась к 1000 л.с., и в целях безопасности в FIA решили их несколько ограничить.
С этого сезона уровень потребления энергии ограничен 10 мегаджоулями, это примерно на 7,5% меньше, чем год назад для быстрейших машин. Пропорционально сокращён и мгновенный расход топлива. А конкретно для гонки в Ле-Мане действует и ещё одно ограничение – гибридная часть установки не должна быть мощнее 300 кВт.
По расчётам, всё это в Ле-Мане должно привести к потере гибридными прототипами LMP1 примерно четырёх секунд на круге. Однако эти расчёты не учитывают естественный прогресс команд, так что фактическая потеря может оказаться меньше. Одновременно к заводским командам немного подтянутся частники, не использующие гибридные силовые установки.
Ситуация с фаворитами гонки пока достаточно неопределённая. Одно можно сказать точно – никому из действующих победителей гонки повторить своё достижение в нынешнем году не удастся. По одной простой причине – никто из них не будет выступать 2016 году в этой категории! Нико Хюлкенбергу в этот уик-энд предстоит выйти на старт в гонке Формулы 1 в Баку, а в его отсутствие Porsche решила не выставлять третью машину, и отправила его прошлогодних напарников, Эрла Бамбера и Ника Тенди, в GTE Pro.
Защищать статус команды-победительницы будут два оставшихся экипажа Porsche на своих 919 Hybrid, значительно модернизированных по сравнению с прошлым годом. Формально первым экипажем команды станет машина №1 под управлением Тимо Бернхарда, Марка Уэббера и Брендона Хартли. Однако в двух первых гонках сезона экипаж преследовали проблемы, так что на их счету пока всего полтора очка, одно из которых – за поул на втором этапе в Спа.
Лидирует в чемпионате другой экипаж Porsche, Марк Либ/Нил Яни/Роман Дюма. Однако в действительности в обеих состоявшихся гонках этого сезона они финишировали позади Audi – только на первом этапе это были позже дисквалифицированные Фасслер/Лоттерер/Трелюйе, а на втором – Джарвис/ди Грасси/Дюваль. Так или иначе, машины Audi R18 (слова e-tron quattro в этом году из их названия исчезли) очень быстры, и в Сильверстоуне именно машина №8 завоевала поул и первой добралась до финиша.
У Toyota дела пока идут неважно. Новые TS050 Hybrid заметно уступают в скорости немецким машинам, и пока японцам остаётся лишь подбирать те очки, что теряют лидеры. Им удалось сделать это в Сильверстоуне, где экипаж Конвей/Сарразен/Кобаяши после всех сходов и дисквалификаций оказался вторым, но в Спа им повезло меньше. На счету второго экипажа, Буэми/Дэвидсон/Накаджима, пока всего лишь одно очко – в двух гонках они заработали по 0,5 очка за сам факт финиша.
Тем не менее, учитывая сокращённый заявочный лист в этой категории, у Toyota есть определённые шансы на высокий результат – в том числе победу. На этот раз противостоят им лишь четыре машины, и можно смело сказать, что без проблем обойтись не удастся никому. Вопрос только в том, кто справится с этими проблемами быстрее и эффективнее.
Что касается частных команд, то тут ситуация просто удивительная. В настоящий момент Rebellion R-One под управлением Доминика Крайхамера, Александра Императори и Матео Тушера занимает второе место в чемпионате мира! В обеих гонках они заняли третье место, так что уступают только Porsche №2. Второй экипаж команды, где выступают Ник Хайдфельд, Николя Прост и Нельсон Пике-младший, оба раза был четвёртым.
Так что на сегодня благодаря своей стабильности и надёжности машины Rebellion представляют угрозу даже для заводских команд – хотя с точки зрения чистой скорости гибридам, конечно, уступают. Что касается ещё одной команды в этой подкатегории, ByKolles Racing, ей остаётся надеяться только на удачу.
Отличить машины LMP1 можно по белым фарам и белому номеру на красном фоне.
Участники «Ле-Мана» в категории LMP11. PORSCHE TEAM - PORSCHE 919 Hybrid - Т.Бернхард/М.Уэббер/Б.Хартли;
2. PORSCHE TEAM - PORSCHE 919 Hybrid - Р.Дюма/Н.Яни/М.Либ;
4. TEAM BYKOLLES - CLM P1/01 – AER - С.Труммер/П.Каффер/О.Уэбб;
5. TOYOTA RACING - TOYOTA TS 050 Hybrid - Э.Дэвидсон/С.Буэми/К.Накаджима;
6. TOYOTA RACING - TOYOTA TS 050 Hybrid - С.Сарразен/М.Конвей/К.Кобаяши;
7. AUDI SPORT TEAM JOEST - AUDI R18 - М.Фасслер/A.Лоттерер/Б.Трелюйе
8. AUDI SPORT TEAM JOEST - AUDI R18 - Л.ди Грасси/Л.Дюваль/О.Джарвис;
12. REBELLION RACING - REBELLION R-One – AER - Н.Прост/Н.Хайдфельд/Н.Пике
13. REBELLION RACING - REBELLION R-One – AER - М.Тушер/А.Императори/Д.Крайхамер;
Категория LMP2
LMP2 – младший класс прототипов. Технические характеристики машин здесь схожи с LMP1, но ограничений гораздо больше. Участники не могут использовать заводскую поддержку, при этом стоимость шасси не должна превышать 463 500 евро для закрытых кокпитов, и 388 500 евро – для открытых. Допускается использование безнаддувных двигателей объёмом до 5 литров, либо турбированных – до 3,2 литров. Масса машины – не менее 900 кг.
В последние годы именно эта категория пользуется наибольшей популярностью у участников – если год назад на старт в этом классе вышло 19 машин, то в этом году их будет уже 23! Это и неудивительно – для гонщиков прототипы привлекательнее машин GT, так как представляют собой специально построенные для автоспорта спорткары, а не адаптированные к гонкам серийные машины. При этом из-за ограничений, наложенных регламентом, стоимость участия здесь многократно ниже, чем в LMP1.
В отличие от большей части своей предыдущей истории, сейчас LMP2 предлагает разнообразие не только в вопросе команд и пилотов, но и по части шасси. В FIA вынашивают планы уже в следующем году оставить в этой категории только двух производителей, но пока здесь представлены шесть – Ligier, Oreca, BR, Morgan, Alpine и Gibson. Все они оснащаются моторами Nissan, Judd или Honda, и шинами Michelin или Dunlop.
В этой категории выступают сразу две российские команды, каждая из которых выставляет по две машины. Более того – впервые в гонке одновременно выступят три российских пилота, с именами которых связаны большая часть достижений нашей страны в кольцевом автоспорте за последние 10 лет – Роман Русинов, Виталий Петров и Михаил Алёшин. Причём, все трое поедут в разных экипажах, в двух разных командах.
Правда, статус у них при этом будет разный. Русинов и его команда G-Drive Racing – действующие чемпионы WEC в LMP2 - очевидные фавориты категории. На двух предыдущих этапах в квалификации пилотам G-Drive не было равных, хотя в гонке оба раза возникали какие-то проблемы. Теоретически трасса в Ле-Мане подойдёт их Oreca-05 гораздо больше, чем Сильверстоун и Спа, так что можно ожидать от команды очень уверенного выступления в квалификации. Однако Романа Русинова, разумеется, интересует победа в гонке, ведь «24 часа Ле-Мана» – единственная вершина в LMP2, которая ему до сих пор не покорилась.
В преддверии гонки в команде пошли на серьёзное изменение – Натанаэля Бертона, работой которого в G-Drive не были удовлетворены, сменил бывший гонщик Формулы 1 Уилл Стивенс. Британец быстр и стабилен, хорошо знает шасси Oreca-5, так как именно на нём выступает в Manor. Второй экипаж G-Drive, за который выступают Гидо ван дер Гарде, Симон Долан и Джейк Деннис, очень уверенно смотрится в European Le Mans Series, и после двух этапов лидирует в чемпионате. Правда, их шасси Gibson 015S подходит этой трассе хуже, чем Oreca.
У SMP Racing пока дела идут неважно, BR01 серьёзно не хватает скорости. В первых гонках отставание на круге доходило до пяти секунд, что на гораздо более длинной трассе в Ле-Мане будет означать проигрыш в 8-9 секунд. В команде предпринимают все усилия, чтобы исправить ситуацию, и экипажи Медиани/Минассян/Алёшин и Петров/Шайтар/К.Ладыгин сделают всё, что в их силах.
Отличительная особенность машин LMP2 на трассе: белые фары и белый номер на синем фоне.
Участники «Ле-Мана» в категории LMP222. SO24! BY LOMBARD RACING - LIGIER JS P2 – JUDD - В.Капилляр/Э.Марис/Д.Коулман;
23. PANIS BARTHEZ COMPETITION - LIGIER JS P2 – NISSAN - Ф.Бартез/П-Л.Шатен/Т.Буре;
25. ALGARVE PRO RACING - LIGIER JS P2 – NISSAN - М.Мьюнманн/К.ХойА.Пиццитола;
26. G-DRIVE RACING - ORECA 05 – NISSAN - Р.Русинов/У.Стивенс/Р.Раст;
27. SMP RACING - BR01 – NISSAN - Н.Минассян/М.Медиани/М.Алёшин;
28. PEGASUS RACING - MORGAN - NISSAN - И.Тэтэнже/Р.Стрибиг/Л.Руссел;
30. EXTREME SPEED MOTORSPORTS - LIGIER JS P2 – NISSAN - С.Шарп/Э.Браун/Й.ван Овербек;
31. EXTREME SPEED MOTORSPORTS - LIGIER JS P2 – NISSAN - Р.Дальциэл/Л.Дерани/К.Камминг;
33. EURASIA MOTORSPORT - ORECA 05 – NISSAN - П.Джунджин/Т.Гомменди/Н.де Брюйн;
34. RACE PERFORMANCE - ORECA 03R – JUDD - Н.Лёйтвилер/Ш.Накано/Д.Уинслоу;
35. BAXI DC RACING ALPINE - ALPINE A460 – NISSAN - Д.Ченг/Х.-П.Тун/Н.Панчьятичи;
36. SIGNATECH ALPINE - ALPINE A460 – NISSAN - Г.Менезес/Н.Лапьер/С.Ришельми;
37. SMP RACING - BR01 – NISSAN - В.Петров/В.Шайтар/К.Ладыгин;
38. G-DRIVE RACING - GIBSON 015S – NISSAN - С.Долан/Д.Деннис/Г.ван дер Гарде;
40. KROHN RACING - LIGIER JS P2 – NISSAN - Т.Крон/Н.Йонсон/Ж.Барбоса;
41. GREAVES MOTORSPORT - LIGIER JS P2 – NISSAN - М.Рохас/Ж.Каналь/Н.Бертон;
42. STRAKKA RACING - GIBSON 015S – NISSAN - Н.Левентис/Д.Уоттс/Д.Кэйн;
43. RGR SPORT BY MORAND - LIGIER JS P2 – NISSAN - Р.Гонсалес/Б.Сенна/Ф.Альбукерке;
44. MANOR - ORECA 05 – NISSAN - Т.Грэйвс/М.Рао/Р.Мери;
46. THIRIET BY TDS RACING - ORECA 05 – NISSAN - П.Тирье/М.Беш/Р.Хиракава;
47. KCMG - ORECA 05 – NISSAN - Ц.Мацуда/М.Хоусон/Р.Брэдли;
48. MURPHY PROTOTYPES - ORECA 03R – NISSAN - Б.Китинг/Й.Блекемолен/М.Гуссенс;
49. MICHAEL SHANK RACING - LIGIER JS P2 – HONDA - Д.Пью/О.Негри/Л.Вантор;
Категория LM GTE Pro
LM GTE Pro – категория спортивных автомобилей, построенных на базе серийных спорткаров Гран Туризмо. Здесь наиболее заметна связь между гоночными и обычными машинами. Буквы GTE в названии расшифровываются как Grand Touring Endurance, а Pro означает, что в этом классе соревнуются пилоты-профессионалы. Допускается использование безнаддувных моторов объёмом до 5,5 литров, либо турбированных – до 4 литров. Масса машины – не менее 1245 кг.
Число участников в этой категории тоже существенно выросло – если год назад на старт вышло девять машин, то на этот раз – 14. Такая прибавка, в первую очередь, связана с приходом в категорию знаменитой американской команды Чипа Ганасси при заводской поддержке Ford – команда выставит на старт сразу четыре новейших Ford GT!
В первых гонках машины неплохо себя показали, в особенности это касается экипажа М.Франкитти/Приоль/Тинкнелл. Тем не менее, главные фавориты категории будут выступать на машинах Ferrari 488 GTE. Экипаж Ригон/Бёрд/Бертолини из AF Corse выиграл две первые гонки сезона, и имеет отличные шансы одержать победу и в третьей. Их напарники Бруни/Каладо/Гуиди тоже в числе претендентов на победу.
Ещё одна итальянская машина выйдет на старт под американским флагом, в составе Risi Competizione, но в действительности эта команда тоже имеет заводскую поддержку Скудерии. Да и за руль её сядут едва ли не сильнейшие пилоты итальянцев – Джанкарло Физикелла, Тони Виландер и Маттео Малучелли.
Не стоит сбрасывать со счетов, впрочем, и три остальные заводские команды – Chevrolet, Porsche и Aston Martin. В американской WeatherTech SportsCar Championship машины Corvette выглядят очень уверенно. Истинную силу Porsche 911 RSR мы пока не знаем, так как для них это будет первый старт сезона, но в каждой из машин немецкого концерна поедет один из победителей прошлогоднего марафона в абсолюте – Эрл Бамбер и Ник Тэнди. Что касается Aston Martin, то их экипажи поднимались на подиум в обеих гонках WEC.
На этот раз в GTE Pro заявлена и одна частная команда – Dempsey-Proton Racing. Она тоже выступает на машинах Porsche, а состав пилотов весьма впечатляющий – Ричард Литц, Михаэль Кристенсен и Филипп Энг. На победу им претендовать, конечно, будет трудно, но на недавнем этапе в Спа им удалось опередить очень многих представителей заводских команд.
Ориентир для определения машины LM GTE Pro на трассе: желтые фары, белый номер на зеленом фоне.
Участники «Ле-Мана» в категории LM GTE Pro51. AF CORSE - FERRARI 488 GTE - Д.Бруни/Д.Каладо/А.Пер Гуиди;
63. CORVETTE RACING – GM - CHEVROLET CORVETTE C7.R - Я.Магнуссен/А.Гарсиа/Р.Тэйлор;
64. CORVETTE RACING – GM - CHEVROLET CORVETTE C7.R - О.Гавен/Т.Милнер/Д.Тэйлор;
66. FORD CHIP GANASSI TEAM UK - FORD GT - О.Пла/С.Мюкке/Б.Джонсон;
67. FORD CHIP GANASSI TEAM UK - FORD GT - М.Франкитти/Э.Приоль/Х.Тинкнелл;
68. FORD CHIP GANASSI TEAM UK - FORD GT - Д.Хэнд/Д.Мюллер/С.Бурдэ;
69. FORD CHIP GANASSI TEAM UK - FORD GT - Р.Бриско/Р.Уэстбрук/С.Диксон;
71. AF CORSE - FERRARI 488 GTE - Д.Ригон/С.Бёрд/А.Бертолини;
77. DEMPSEY-PROTON RACING - PORSCHE 911 RSR (2016) - Р.Литц/М.Кристенсен/Ф.Энг;
82. RISI COMPETIZIONE - FERRARI 488 GTE - Д.Физикелла/Т.Виландер/М.Малучелли;
91. PORSCHE MOTORSPORT - PORSCHE 911 RSR (2016) - П.Пиле/К.Эстр/Н.Тенди;
92. PORSCHE MOTORSPORT - PORSCHE 911 RSR (2016) - Ф.Маковецки/Э.Бамбер/Й.Бергмайстер;
95. ASTON MARTIN RACING - ASTON MARTIN VANTAGE - Н.Тим/М.Соренсен/Д.Тёрнер;
97. ASTON MARTIN RACING - ASTON MARTIN VANTAGE - Р.Стэнэвэй/Ф.Рис/Д.Эдэм;
Категория LM GTE Am
Технические требования к машинам в этом классе такие же, как и в LM GTE Pro, за одним исключением: на старт допускаются только прошлогодние или более старые машины. Буквы Am означают, что в этой категории должны участвовать пилоты-любители – в каждом экипаже должен быть как минимум один пилот уровня Bronze, и ещё один – Bronze или Silver. Третий пилот может быть любой категории, вплоть до Platinum. На этот раз в категориях GT мы не увидим российских команд – в SMP Racing решили сосредоточиться на LMP2.
На старт выйдут 13 машин – на одну меньше, чем год назад. Это довольно разношёрстная компания – в заявочном листе можно встретить как заводские команды Ferrari и Aston Martin, так и частников, представляющих самые разные страны. Впрочем, с технической точки зрения разнообразия тут даже меньше, чем в Pro – из-за отсутствия, по понятным причинам, машин Ford.
Несмотря на то, что многие пилоты в этой категории – любители, здесь тоже можно встретить немало известных имён. В их числе Пьер Раге, Таунсенд Белл, Кристиан Рид, Эммануэль Коллар и другие. Основное внимание вновь будет приковано к экипажу заводской команды Aston Martin, за которую выступят бывший гонщик Формулы 1 Педро Лами, сын Ники Лауды Маттиас, и канадский пилот-любитель Пол Далла Лана. В прошлом году они упустили победу в последний час гонки, и на этот раз постараются реабилитироваться.
Ориентир для определения машины LM GTE Am на трассе: желтые фары, белый номер на оранжевом фоне.
Участники «Ле-Мана» в категории LM GTE Am50. LARBRE COMPETITION - CHEVROLET CORVETTE C7-Z06 - Ю.Ямагиши/П.Раге/Ж.-Ф.Беллок;
55. AF CORSE - FERRARI 458 ITALIA - Д.Кэмерон/М.Гриффин/А.Скотт
57. TEAM AAI - CHEVROLET CORVETTE C7-Z06 - Д.О"Коннелл/О.Брайант/М.Паттерсон;
60. FORMULA RACING - FERRARI 458 ITALIA - Д.Лаурсен/М.Мак Йенсен/К.Ниэлсен;
61. CLEARWATER RACING - FERRARI 458 ITALIA - В.Мок/К.Сава/Р.Белл;
62. SCUDERIA CORSA - FERRARI 458 ITALIA - У.Суидлер/Т.Белл/Д.Сегал;
78. KCMG - PORSCHE 911 RSR - К.Рид/В.Хенцлер/Й.Каматиас;
83. AF CORSE - FERRARI 458 ITALIA - Ф.Перродо/Э.Коллар/Р.Агуаш;
86. GULF RACING UK - PORSCHE 911 RSR - М.Уэйнрайт/Э.Кэрролл/Б.Баркер;
88. ABU DHABI-PROTON RACING - PORSCHE 911 RSR - Х.Аль-Кубайси/Д.Хейнемейер-Хансон/П.Лонг;
89. PROTON COMPETITION - PORSCHE 911 RSR - К.МакНил/Л.Кин/М.Миллер;
98. ASTON MARTIN RACING - ASTON MARTIN VANTAGE V8 - П.Далла-Лана/П.Лами/М.Лауда;
99. ASTON MARTIN RACING - ASTON MARTIN VANTAGE V8 - Э.Ховард/Л.Гриффин/Г.Хирш
Гараж 56
Так называемый «Гараж 56» (раньше это был номер последних боксов автодрома в Ле-Мане, сейчас же, когда их число достигло 60-и, название сохранили по традиции) – особая позиция в заявочном листе, которая обычно предоставляется участникам с экспериментальными технологиями. В 2014 году, например, именно в рамках этого зачёта на старт вышла машина DeltaWing ZEOD RC.
На этот раз машина, заявленная в «Гараже 56», совершенно обычная, из категории LMP2. Необычен один из её пилотов, Фредерик Соссэ. Четыре года назад из-за бактериальной инфекции ему ампутировали все четыре конечности, так что Соссэ станет первым пилотом-ампутантом в Ле-Мане, и вторым в истории 24-часовых гонок, после Алессандро Дзанарди в Спа в прошлом году.
Разумеется, Morgan LMP2, на котором выступит Соссэ, специально переоборудован – тормозом и газом он сможет управлять при помощи бедра, а руль держать протезом, прикреплённым к правой руке. Интересно, что его напарники, Кристоф Тенсо и Жан-Бернар Бувэ, будут управлять машиной обычным образом.