Нет данных – нет достаточных ограничений и преград, чтобы не допустить человека, счтоящего на учете у психиатра или нарколога, за руль автомобиля. Таким образом, автоинспекторам приходится самостоятельно выявлять граждан с медицинскими противопоказаниями и лишать их права управлять транспортными средствами. В связи с этим, госавтоинспекция настоятельно просит от властей законодательно ограничить перечень водительских медкомиссий, а также дать право сотрудникам ГИБДД направлять вызвавших подозрение водителей на обследование.
Как сообщил «Коммерсантъ», в 2014 году Минздрав, понимая серьезность проблемы, ужесточил правила получения медицинских справок, обязав граждан предоставлять в водительские комиссии заключения из профильных диспансеров, а также электроэнцефалографию (ЭЭГ). В 2016 году Минздрав упростил правила освидетельствования водителей. Посещение невролога и ЭЭГ стали обязательными только для получения прав на вождение грузовиков, при этом заключения нарколога и психиатра из диспансеров остались обязательными.
В ОП полагают, что в настоящее время здоровье водителей практически не контролируется. Встречаются случаи, когда автошколы пользуются услугами нелегальных выездных медкомиссий, продающих водителям медсправки без проверок здоровья и запросов информации в диспансерах. Такие медкомиссии лишают лицензий, но они через некоторое время открываются снова уже под другим названием.
Частично проблему мог бы решить обмен данными между Минздравом и МВД, стоит ли водитель на учете в том или ином диспансере. Поручение наладить такой обмен президент России дал еще в 2009 году. Но база данных так и не была не создана. В Минздраве объяснили это опасением, что МВД получит доступ к личным данным граждан. В свою очередь, ГИБДД говорит о том, что ей не интересен диагноз. Ведомство хочет знать только одно: есть у человека противопоказания или нет.
Эксперты считают, что доступ ГИБДД к базе данных Минздрава не решит всех проблем. По их мнению, граждане с проблемами по линии психического здоровья или наркологии часто наблюдаются в частных клиниках, которые не передают информацию о больных Минздраву.
Интересная подробность: два года назад на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов был опубликован подготовленный в МВД законопроект о создании единой базы данных о здоровье водителей. Документ прошел общественное обсуждение, но за два года его статус на портале так и не поменялся. Что-то ответит Минздрав теперь?