Мой мотор
15.06.2017

Весь мир у наших колес. Куда будут экспортировать российские авто?

Автовоз
Министерство промышленности и торговли России опубликовало проект стратегии развития экспорта автомобилей до 2025 года. Среди обилия сухих цифр и казенных фраз можно отыскать и достаточно интересную информацию. И сводится она примерно к следующему: если сейчас Трамп недоволен большим количеством немецких автомобилей на улицах Нью-Йорка, через 10 лет его преемник вполне может сказать то же самое о российских. Шутка!
Перерыв на рекламу

У стратегии развития экспорта автомобилей есть, как и положено, базовый сценарий, и тот, о реализации которого можно только мечтать. От составления «провального» сценария в правительстве, похоже, решили отказаться (или, может, включили его в секретную часть доклада – прим. «Мой Мотор»). Итак, согласно базовому плану предполагается довести экспорт автомобилей, изготавливаемых на территории нашей страны, до 240 тысяч машин в год или до 10% от общего объема производства в стране к 2025 году. В денежном исчислении это будет составлять $4,9 млрд. Еще на $1,6 млрд в год Россия будет поставлять иностранным клиентам автокомпоненты.

Но если экономическая ситуация в стране наладится, а правительство сработает на «пять с плюсом», в этом случае экспорт автомобилей может достичь 400 тыс. шт. (16% от общего объема производства) на $7,8 млрд рублей. В этом случае продажи автокомпонентов «за кордон» будут составлять $2,5 млрд.

Чтобы развивать экспорт, подобные усилия необходимо поддерживать: при реализации базового сценария развития экспорта авто субсидии государства составят в 2018-2025 годах 136 млрд рублей, для осуществления амбициозного сценария понадобится уже 215 млрд рублей в качестве госсубсидий.

Зачем России автоэкспорт? Все дело в том, что приглашая западных автопроизводителей в нашу страну, власти не рассчитывали на то, что в отношении ее будут вводиться меры сдерживания, а рубль окажется под таким влиянием, в результате которого внутренний спрос на новые машины упадет почти до нуля. Сегодня российские автозаводы загружены в лучшем случае на 50%, а чтобы говорить о дальнейшем развитии отечественного автопрома, необходимо выпускать и, соответственно, продавать больше машин. Наши не берут, что остается делать? Либо тормозить производство, либо искать новые рынки сбыта. Правда, в этом случае может получиться значительный перекос: для улучшения экспортной составляющей, было неплохо снова опустить курс рубля по отношению к доллару и евро. Но тогда внутренний спрос на автомобили снова будет сокращаться. Таким образом, рост экспортного потенциала – это хорошо… Но и о родном потребителе тоже забывать не нужно.

Итак, мы уже поняли, что экспорт автомобилей является одним из инструментов восстановления отрасли, которая сильно пострадала в предыдущие годы (по причинам, указанным выше). Что вообще происходит с поставками за рубеж автомобилей, выпускаемых в России? В 2016 году на экспорт было отправлено 82 тыс. автомобилей (из них 67 тысяч – легкового сегмента) на общую сумму $2,4 млрд. Раньше, говорят, было больше. Так, за последние 3-4 года экспорт автомобилей, большую часть которого составляют поставки в страны СНГ, снизился на 32%.

Какие страны заинтересованы в покупке автомобилей, собранных в России? Это, прежде всего, страны, входящие в Таможенный союз – Белоруссия и Казахстан. Правда, «братья-славяне» все чаще запускают собственные производственные мощности (в сотрудничестве с иностранными партнерами, в том числе китайскими), а казахи и вовсе «наловчились» делать у себя наши «Лады». Последняя новость – запуск в Казахстане сборочного производства по выпуску автомобиля Chevrolet Niva (разумеется, из машинокомплектов, изготовленных на СП в Тольятти).

Другие страны СНГ также покупают российские автомобили, но в последние год-два отечественная автопромышленность повернулась лицом к другим рынкам. Сначала к тем, которые принято называть «развивающимися». Так, в качестве приоритетных рынков российские автоконцерны сегодня называют Иран, Ливан, Египет, Иорданию, Алжир, Тунис, Эфиопию, ЮАР. Идет атака и на перенасыщенный хорошей автотехникой европейский рынок. Чтобы завоевать его у нас есть новые современные модели – та же Lada Vesta, которая медленно, но верно осваивается в Германии, Чехии, Австрии. Договариваются российские производители авто о поставках автомобилей в Китай и Индию, отдельные страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

В плане реализации стратегии экспортных поставок автомобилей Минпромторг планирует сформировать стабильную систему поддержки экспорта на восемь-десять лет. Ставка, в частности, сделана на развитие поставщиков субкомпонентов и материалов второго и третьего уровней для снижения себестоимости и зависимости от курса рубля. Также российским чиновникам предстоит принять меры для устранения системных барьеров и издержек при ввозе продукции на зарубежные рынки (включая соответствие российских моделей международным стандартам) Планируется продолжить действие целевых программ, облегчающих жизнь иностранным автопроизводителям в России.

А что говорят по этому поводу эксперты? Они весьма сдержанны в своих суждениях. Некоторые из них считают «стратегию экспорта» новой игрушкой правительства, которая умрет сразу после того, как государству надоест (или они у него закончатся) давать деньги под этот проект. Другие полагают, что экспорт российских автомобилей за рубеж будет осуществляться как и прежде – ни шатко ни валко, при этом достичь даже базового сценария, описанного выше, правительство не сможет. Даже если рубль превратится в «фантик»…

 

Перерыв на рекламу

Самое популярное

Раз в неделю мы знакомим более 3 миллионов подписчиков с самыми интересными статьями и предложениями из мира автомобилей

Отправляя данные с этой формы, вы принимаете условия Пользовательского соглашения
Подписаться на материалы
Закрыть
Закрыть

Регистрируясь на данной форме, я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие на обработку персональных данных.
Закрыть