Министерство транспорта России выпустило уведомление о разработке поправок в Кодекс об административных правонарушениях и Бюджетный кодекс Российской Федерации – оно опубликовано на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов.
В настоящее время водители должны останавливаться перед пунктами взимания платы в любом случае. Даже если они не оплачивают проезд наличными (передают плату оператору), они вынуждены на короткое время останавливаться перед шлагбаумом и ждать, пока система не распознает бесконтактный транспондер, спишет деньги со счета автомобилиста и откроет «калитку». Но в некоторых странах делать этого не нужно: система free flow («свободный поток») позволяет фиксировать въезд на платный участок дороги и списывать деньги со счета автоматически. Это осуществляется с помощью специальных камер, которые делают необязательным использование шлагбаумов (они либо подняты, либо вообще отсутствуют). Тестирование системы free flow в России было проведено весной 2016 года на платном объезде Одинцово. Вроде бы, у регулятора не было серьезных претензий к ее работе. Первой платной дорогой, которая получит такую систему на постоянной основе, станет, скорее всего, ЦКАД.
Что тормозило развитие в стране системы безостановочного проезда по платным дорогам? Главное препятствие – отсутствие штрафов за неоплаченный проезд. Не трудно догадаться: при поднятом шлагбауме найдется немало тех, кто захочет проехать под ним, не заплатив. Но система free flow в России не появится до тех пор, пока этот вопрос не будет урегулирован. Так и есть: в мае этого года председатель правительства Дмитрий Медведев поручил разработать поправки в законодательство, которые определят размер штрафов для нарушителей. Пока точно неизвестно, каким он будет, но ранее в ГК «Автодор» предлагали брать с тех, кто «забыл» оплатить проезд по платной дороге, по пять тысяч рублей.