Мой мотор
14.06.2017

Нет столкновения - нет выплат по страховке. Причуды российского законодательства

ДТП
А вы знали, что вы не можете претендовать на прямое возмещение убытков по договору ОСАГО (когда за компенсацией ущерба после ДТП, произошедшего по вине другого водителя, пострадавший обращается в свою страховую, а не в страховую виновника аварии) в том случае, если в ДТП не было контактного взаимодействия транспортных средств?
Перерыв на рекламу

Обратимся к реальной истории. Водитель «А» (давайте назовем его Ивановым) ехал на своем автомобиле по загородному шоссе (скорость не превышал, правил не нарушал), когда неожиданно ему «лоб в лоб» выехал другой автомобиль, за рулем которого находилась гражданка «Б» (предположим, Никанорова). Иванов, уходя от столкновения, вывернул руль вправо и врезался в дерево, стоящее у обочины. Слава богу, никто не пострадал, однако автомобиль Иванова получил серьезные механические повреждения.

Справедливости ради следует сказать, что гражданка Никанорова с места происшествия не скрылась, согласилась с обстоятельствами произошедшего и прибывшими на место сотрудниками ГИБДД была признана виновником ДТП. Иванов, оправившись от потрясения, обратился в страховую компанию, с которой у него был заключен договор ОСАГО, с заявлением о выплате возмещения. Необходимые документы были представлены, однако страховая отказала мужчине в возмещении убытков. Страховщик заявил об отсутствии оснований для прямого возмещения убытков на основании того, что, несмотря на наличие механических повреждений на автомобиле Иванова, прямого контакта с другим автомобилем не было. Другими словами, в выплате страховке мужчине было отказано.

Иванов обратился в суд с иском, в котором потребовал взыскать со страховой компании, с которой у него заключен договор ОСАГО, в свою пользу страховую выплату в размере суммы, необходимой на восстановление транспортного средства, а также понесенные им судебные расходы. Суд частично удовлетворил требования истца: со страховой была взыскана сумма страхового возмещения, правда, чуть меньше той, на которую рассчитывал истец.

Вынося постановление, суд отметил, что под взаимодействием транспортных средств не следует понимать исключительно их столкновение, но и иные способы взаимодействия (пункт 3 статья 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации). Другими словами, отсутствие прямого контакта автомобилей в ДТП не меняет характер взаимоотношения сторон. Вывод: отказ в выплате страхового возмещения является незаконным.

Справедливость восторжествовала? Представители страховой думали иначе. Юристы ответчика с вышеизложенным не согласились и направили жалобу в вышестоящую судебную инстанцию. Судом апелляционной инстанции судебный акт, который был обжалован страховщиком, был оставлен без изменений. И тогда страховая компания обратилась в Верховный суд.

Верховный суд Российской Федерации, рассмотрев жалобу, нашел основания для отмены судебного постановления о взыскании денежных средств со страховой компании в качестве компенсации за убыток, причиненный гражданину Иванову в дорожно-транспортном происшествии (кто хочет, может почитать Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ N 25-КГ17-1 от 11 апреля 2017 года).

В Верховном суде дали соответствующее разъяснение: потерпевший действительно может предъявить требование о прямом возмещении убытков (обратиться за выплатами в свою страховую компанию) только если ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, и вред причинен только указанным транспортным средствам (пункт 1 статьи 14.1 Федерального закона N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года).

Все вроде бы то же самое, но, под взаимодействием Верховный суд призвал считать исключительно непосредственное взаимодействие, столкновение, между автомобилями. То есть, оснований обращаться в свою страховую компанию для прямого возмещения убытков по ОСАГО у гражданина Иванова не было.

Что же это такое получается, граждане дорогие! Виновный назначен, страховка на руках, машина вдребезги, а денег на ее ремонт требовать не с кого? Не спешите возмущаться. Речь идет именно о прямом возмещении убытков. И если пострадавший не может получить необходимую компенсацию со своей страховой компании, это не значит, что он не может обратиться с заявлением в страховую компанию виновника ДТП.

Вывод: Если в результате ДТП нет непосредственного столкновения транспортных средств, участвующих в нем, заявление о страховой выплате по ОСАГО следует подавать в страховую компанию, застраховавшую автогражданскую ответственность виновника ДТП.

По материалам сайта "Гарант.Ру"

 

  • Попадалась информация, что с полисов ОСАГО 23% сразу перечисляется в бюджет. Не для водителей это всё...
  • Правила вообще не требуют от участников движения оставаться в живых. Лишнее это...
  • Александр Довгань
    правильно,дорогой,езжай прямо в лоб дятлу,который решил тебя раздавить-и ничего,главное,не бойся и будешь всегда прав,если останешься жив...
  • ПДД определен порядок действий при угрозе ДТП: снижать скорость, вплоть до полной остановки, маневрировать ПДД не требуют.
  • Искать свидетелей и идти в суд.
  • Вот если станете виновником ДТП - тогда Ваша страховая и поработает за Вас.
  • "Зеленая карта" - это тоже своего рода страховой полис.
  • Ваша страховая страхует ВАШУ ответственность перед третьими лицами за нанесенный вред жизни, здоровью и/или ущерб.
  • Вадим Сахно
    Только есть одно НО ! Суды отказывают, мотивируя тем что участник ДТП мог избежать столкновения, назначают трассологическую экспертизу, которая продажная, и после отказывают в выплате! Это практика, проверенная уже не раз!
  • За границей очень большие штрафы и реальная уголовная ответственность за махинации со страховками (например, Германия. ст. 263 абз. 2 уголовного кодекса Германии — мошенничество, наказание за которое предусматривается в виде лишения свободы сроком до 5 лет или денежный штраф.). Когда в России будут сажать за махинации и назначать много-миллионные штрафы - тогда, может быть, и начнет работать страхование.
  • Поддерживаю, знакомые из ГИБДД сказали что, единственный разрешенный маневр это торможение и никакой смены траектории движения.
  • ДА!!! ВСЕГДА НАДО БИТЬ ТОГО - КТО ПЕРЕД ТОБОЙ ВЫЛЕТЕЛ (или РАЗВОРАЧИВАЛСЯ)!!!!! Ибо большинство таких клоунов не останутся на месте ДТП!!!! А если ты вылетишь на обочину и собьёшь там кого-нибудь - то в тюрьму сядешь именно ты!!!!!
  • Получается в такой ситуации надо идти на таран? Печально
  • Для того я и страхуюсь, чтобы МОЯ КОМПАНИЯ выполняла обязательства по страховке, а с кого она будет взыскивать - ее дело. В компанию ответчика или Верховный суд это ее дело, а не мое. Я ей плачу деньги. За что?
  • Евгений Майдуров
    У меня ситуация была: уходя от столкновения я выехал на полосу встречного движения (которая была АПсолютно пуста). В результате от столкновения ушел, а вот прав за выезд на встречку лишился... Страна непуганых идиотов.
  • Александр Кизимов
    Твои 100% будут до первого встречного столкновения и как правило - гробы... У каждого свои ценности... Лично мне жалко авто, но не до такой степени. А вы Юличка,случаем не светловолосая?! )))
  • Александр Кизимов
    Удачи тебе, Михалыч... когда навстречу тебе вылезет грузовик или трактор. В таких случая думать о деньгах или машине - глупо. Мертвому, страховые выплаты без надобности.
  • Sergey Kanochkin
    Взыскивать надо будет с виновника через суд. Суд его обяжет возместить ущерб. Только сколько лет он будет платить?
  • Бить машину, вылетевшую на большой скорости в лоб - чревато возбуждением болевых рецепторов вплоть до смерти. А "ударить чуть-чуть черкашом" 99% водителей не сумеют.
  • Юлия Шульгина
    вот согласна на 100%. большинство таких спокойно едет дальше
  • Юлия Шульгина
    вы платите деньги за то, что если ВЫ будете виновником, вам не придется платить пострадавшим. именно в этом смысл ОСАГО.
  • Sergey Kanochkin
    Только сначала надо огромные штрафы со страховых брать и не только в пользу государства, но и пострадавщшим!
  • Георгий Григорьевич
    Дело не в том, чтобы подавать в суд самостоятельно - это я и без ОСАГО могу. Но, если я имею страховку, то пусть они и работают.
  • Подавать в суд на виновного в ДТП
  • Сергей Самцов
    Всем давно уже известно,что это пустой побор с населения.Русские страховые никогда не работали на благо человека.Это было раньше и будет всегда и потом.За границей в нормальных странах всё это есть,только не у нас
  • Интересно, а если виновник ДТП иностранец и едет по Зеленой карте?
  • Будет вообще "здорово", если у виновника ДТП не будет страховки. С кого тогда вообще взыскивать ущерб. Такой случай был в реальности, к сожалению :(
  • ха...звучит как : ремонтируй за свой счёт!ибо виновник в розыске,а каску, мне кажется, берут не больше 20% автолюбителей (в основном на кредитные и новые авто)
  • Модератор
    Подавать в розыск. Ремонтироваться по КАСКО. Других вариантов нет.
  • А если виновник не признает свою вину или скрылся?
  • Уважаемые господа, все, даже немного юристы 3 золотых правила прямого возмещения знают на зубок: 1. Два транспортных средствах. 2. Без вреда здоровью (без потерпевших). 3. Было допущено столкновение!!! Все решает обращение в страховую виновника. 14.1 ОСАГО
  • Вольдано Иванов
    И нах тогда страховка, если будет доказано, что водЯтели могли бы и не сталкиваться!?
Перерыв на рекламу

Самое популярное

Раз в неделю мы знакомим более 3 миллионов подписчиков с самыми интересными статьями и предложениями из мира автомобилей

Отправляя данные с этой формы, вы принимаете условия Пользовательского соглашения
Подписаться на материалы
Закрыть
Закрыть

Регистрируясь на данной форме, я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие на обработку персональных данных.
Закрыть