Банк России бьет тревогу: в России отмечается новый вид мошенничества, связанный со страхованием автогражданской ответственности водителей транспортных средств. Он оформился в серьезную проблему совсем недавно - вместе с появлением в обиходе электронных полисов ОСАГО. Как сообщил на пресс-конференции руководитель службы по защите прав потребителей Банка России Михаил Мамута, данные, подделанные на компьютере с помощью графических редакторов, выявляются не сразу или не выявляются вовсе - вплоть до того момента, когда наступает страховой случай (машина попадает в ДТП).
"Для того, чтобы эту проблему купировать, мы работаем с Российским союзом автостраховщиков над повышением системы мгновенного доступа к базам проверки полисов", - рассказал Мамута.
В пресс-службе Банка России пояснили: речь по большей части идет не о конечном потребителе услуги, а о компаниях-посредниках, которые предлагают услугу оформления электронного полиса ОСАГО. Почему автовладелец не занимается этим сам? Потому, что у него нет на это времени. Или ему просто лень. И тогда как из-под земли на свет вылезают друзья-помощники, готовые за "денежку малую" оказать помощь "хорошему человеку". Ему же на беду!
Мошенники оформляют полисы на машины меньшей мощности и в регионах с низкими территориальными коэффициентами, а затем корректируют их в фоторедакторе. При этом страховщик, на которую оформлен полис, не может определить достоверно: кто именно оформил полис через сайт - была ли это компания-посредник или сам собственник автомобиля.
Пример: компания-посредник предлагает водителю услугу оформления электронного ОСАГО. Сотрудник такой фирмы вписывает искаженные данные, благодаря чему стоимость полиса оказывается минимальной - условно говоря, одну тысячу рублей. После этого он с помощью фоторедактора изменяет данные водителя на реальные и продает ему полис за те деньги, которые он в действительности стоит, например, за шесть тысяч рублей. Разницу мошенник кладет себе в карман.
Напомним, электронный полис ОСАГО приходит собственнику авто (страхователю) на почту в виде файла в PDF-формате. При этом распечатанный электронный полис ОСАГО обладает такой же юридической силой, как и обычный бумажный полис, оформленный страховщиком или агентом на бланке строгой отчетности.
Если при покупке электронного полиса ОСАГО автовладелец ввел в форме неверные данные (непреднамеренно или специально - это не важно) и цена страховки таким образом оказалась ниже, чем должна быть, в этом случае страховая компания имеет полное право взыскать с клиента сумму страховой выплаты пострадавшему - так записано в законе об ОСАГО. Если именно он является пострадавшим в ДТП, компенсацию на ремонт автомобиля он не получит - в базе РСА указаны данные на другой автомобили и/или на автовладельца, зарегистрированного в другом регионе.
Центробанк сообщает: во втором квартале текущего года средняя цена полиса ОСАГО в России составила 5,1 тыс. рублей - это на 12,7% меньше, чем за тот же период прошлого года. Как полагают в ЦБ, снижение ключевого показателя (стоимость полиса) может быть связано как раз с ошибочным вводом данных страхователями при приобретении электронного полиса ОСАГО.
По мнению представителей страховых компаний, недобросовестные граждане, предпочитающие приобретать электронный полис ОСАГО, чаще всего занижают территориальный коэффициент. Например, коренные москвичи в поле "Регион проживания" указывают не столицу, территориальный коэффициент для которой равен 2, а... Крым, где он составляет 0,6. Еще один способ заплатить за полис меньше - указать заниженную мощность авто.
Насколько серьезна проблема, о которой говорит Центробанк? По некоторым данным, на искаженные е-полисы может приходиться до 10% продаж в 2017 году. Наличие проблемы с недобросовестным оформлением полисов е-ОСАГО уже подтвердили в «РЕСО-Гарантии», «АльфаСтраховании», ВСК, МАКСе и «Росгосстрахе». Другие крупные страховщики предпочитают на эту тему не распространяться, но нет никаких сомнений, что и им тоже известны случаи мошенничества в сфере е-ОСАГО.