Напомним, авторы поправок в законодательство предлагают разные способы избавиться от транспортного налога. Например, компенсировать утрату увеличением топливных акцизов - это, по их словам, будет более справедливым (кто больше ездит, тот больше платит). Даже было подсчитано, на сколько может подорожать бензин в случае принятия акцизов на бензин (для компенсации потери региональных бюджетов) - на 53 копейки за литр. Говорят, что Путин выступил "за", а вот Белый дом и, как сегодня выяснилось, профильный думский комитет - против.
Ранее депутатами и чиновниками высказывались различные предложения на тему того, как отменить транспортный налог и при этом не навредить бюджету страны (или регионов). Так, профильный комитет в минувший понедельник рассмотрел сразу несколько подобных законопроектов, внесенных депутатами разных фракций.
Первый из них был внесен еще в 2015 году. Депутаты от ЛДПР пришли к выводу, что фактически транспортный налог начисляется просто за то, человек владеет машиной. А надо бы за то, что он пользуется дорогами. Авторы законопроекта объяснили свое намерение отменить транспортный налог, потому что он является источником социальной напряженности. Само собой, в правительстве эту идею не поддержали: по мнению федеральных чиновников, отмена налога приведет к выпадению доходов из бюджетов. И не маленьких - более 146 млрд рублей. Комитет Госдумы по бюджету инициативу также не поддержал.
Второй законопроект был внесен фракцией «Справедливая Россия» в марте 2016 года. Интересная деталь: в общем и целом он повторяет документ, внесенный в парламент депутатами ЛДПР. Правда, в этом случае справедливороссы в пояснительной записке впервые намекнули на увеличение объема акциза на топливо - это позволило бы, по их мнению, компенсировать выпадающие доходы.
Логично и справедливо: кто едет, тот и платит. Но в правительстве посчитали иначе. По мнению тех, кто работает в Белом доме, потери бюджета все равно будут. И компенсировать их другими способами не удастся.
Третий подобный законопроект был внесен коммунистами в октябре 2016 года. Он является продолжением идеи, высказанной ранее членами фракции "Справедливая Россия". Депутат Тетекин предложил включить транспортный налог в стоимость топлива. На данный законопроект также были даны отрицательные заключения - со стороны правительства РФ и комитета Госдумы по бюджету и налогам.
Наконец, четвертый законопроект, принадлежащий перу членов фракции КПРФ - Валерия Рашкина и Сергея Обухова - тот самый, о котором мы рассказали в самом начале. Он был внесен в нижнюю палату парламента в июне 2016 года. Авторы проекта посчитали: для того чтобы сохранить поступления в региональные бюджеты, цену литра топлива нужно увеличить на 53 копейки. Ответ правительства оригинальностью не отличается: источники компенсации выпадающих доходов в законопроекте «не определены», а потому... дать ему отрицательный отзыв.
Законопроектов много, а ответ всегда один - денег нет! Почему депутаты с такой настойчивостью пытаются преодолеть вето правительства, заботящегося прежде всего не о рядовых автомобилистах, а о наполнении бюджета? Потому что такой вектор работы для них в свое время определил президент России Владимир Путин. Еще в 2012 году он вдруг заговорил о необходимости заменить транспортный налог повышенным акцизом на топливо. Но, как мы видим, воз и ныне там. Идее отмены транспортного налога активно противостоит не только федеральное правительство. Против этого выступают регионы и дорожники - они боятся потерять значительную часть средств. А что думает по этому поводу "партия власти"? В "Единой России", кстати, в этом вопросе нет единства мнений. При этом многие единороссы активно поддерживают идею отмены транспортного налога. Ее, например, придерживаются глава комитета по транспорту Евгений Москвичев, первый зампред комитета по госстроительству Вячеслав Лысаков и некоторые другие их соратники.
И еще. Ранее президент страны предложил отменить транспортный налог только для владельцев грузовиков. Но и в этом случае правительство "пошло в отказ". Чтобы не расстраивать главу государства, чиновники некоторым образом модернизировали его идею. Транспортный налог грузоперевозчики будут платить как и раньше, но при этом они получат право на налоговый вычет в счет проезда, оплаченного в рамках системы "Платон".
Не так давно появилось предложение Минтранса о замене транспортного налога на экологический. Чем чище автомобильный выхлоп, тем меньше денег в бюджет государства платит владелец машины. Но и у этой идеи уже есть непримиримые противники. Они считают: в этом случае налоговое бремя ляжет на бедные слои населения - тех, кто по-прежнему ездит на "Жигулях" и стареньких иномарках.
Пока правительство не найдет ответа на вопрос, с кого и как "содрать" 146 млрд рублей, которых лишаются бюджеты в случае отмены транспортного налога, позиции последнего будут оставаться незыблемыми. Что касается "потуг" оппозиционных партий, их сегодня можно рассматривать исключительно как желание понравиться избирателям. Посудите сами: если даже слова Путина остаются неуслышанными, что уж говорить об отдельных депутатских инициативах.
Вывод: денег нет, но вы крепитесь, дорогие наши автомобилисты!