Евразийская экономическая комиссия ЕАЭС по просьбе входящих в него государств объявила о постепенном переходе на использование электронных ПТС и установке переходного периода, который будет действовать до 1 июля 2018 года. Что касается возможности технической реализации системы ЭПТС, она уже готова.
Вывод: автопроизводители, работающие на российском рынке, в зависимости от их готовности, будут осуществлять переход (постепенный или единовременный) на ЭПТС в самостоятельно выбранный ими момент, но не позднее 1 июля 2018 года.
Как сообщили в Минпромторге, изменения никоим образом не отразятся на покупателях новых автомобилей. Как и раньше машины до принятия автопроизводителем решения о переходе на ЭПТС будут продаваться с традиционными бумажными ПТС. При переходе автопроизводителя на ЭПТС клиенту продадут машину с новым форматом документа, о котором идет речь.
Обязательной замены «бумаги» на электронную версию ПТС при переходе автопроизводителя на ЭПТС не предусмотрено. Владельцы с действующими «бумажными» ПТС будут продолжить ими пользоваться до момента продажи или утилизации автомобиля. Обязательного обмена на ЭПТС не будет. Собственно, не будет обмен обязательным и при купле-продаже автомобиля на вторичном рынке. Единственный случай, когда придется менять обычный ПТС на электронный, - его потеря или негодное состояние.
Есть ли преимущества в электронном ПТС? Они несомненны.
1. Переход на электронный паспорт транспортного средства не меняет привычной логики поведения. У владельца, как и прежде, на руках остается договор купли-продажи и, после регистрации – Свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС). При этом, собственник, зарегистрированный в системах электронных паспортов, получает доступ к своему электронному паспорту. В свою очередь, у сотрудников ГИБДД также будет доступ к электронным паспортам для осуществления регистрационных и иных действий.
2. Нет необходимости возить с собой лишнюю «бумажку» - ПТС на бумажном носителе. Электронный паспорт невозможно потерять. А если его невозможно потерять, то его и не придется восстанавливать.
3. ЭПТС дает возможность сформировать максимально полную историю транспортного средства, основанную на данных из заслуживающих доверия источников, включая информацию об ограничениях и обременениях, о страховании и страховых случаях, о ДТП, ремонте и прохождении ТО.
4. Наличие более полной и детальной информации о транспортном средстве в электронном паспорте позволит обезопасить участников рынка.
5. ЭПТС дает возможность вносить в него дополнительные сведения об автомобиле. Более того, в электронный паспорт может быть внесено любое количество последовательных собственников, тогда как бумажный паспорт необходимо менять, когда он заканчивается.
6. ЭПТС дешевле – 600 рублей (вместо 800 рублей за «бумажный» ПТС). Кроме того, переход на электронный носитель имеет добровольный характер (тариф предусмотрен проектом Постановления Правительства Российской Федерации).
Соглашение о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов представители правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписали 15 августа 2014 года. Позже к нему присоединилась Кыргызская Республика. Республика Армения в настоящее время находится в процессе присоединения к соглашению. Между тем, она принимает участие во всех мероприятиях, направленных на его реализацию.
Тестирование автоматизированной системы «Системы электронных паспортов транспортного средства (паспортов шасси транспортного средства) и электронных паспортов самоходной машины и других видов техники» стартовало 1 октября 2016 года. Реализация системы электронных ПТС должна была начаться 1 июля 2017 года, однако 23 мая на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии было принято решение продлить до 1 июля 2018 года переходный период, когда в государствах-членах ЕАЭС может осуществляться выпуск в обращение транспортных средств (шасси транспортных средств) в соответствии с действующим национальным законодательством, с постепенным полным переходом к этой дате на оформление электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств). Решение о продлении переходного периода принято с учетом информации государств-членов ЕАЭС о различном уровне готовности к применению электронных паспортов транспортных средств на национальном уровне.
Деятельность по организации и обеспечению функционирования систем электронных паспортов в рамках ЕАЭС осуществляет акционерное общество «Электронный паспорт». АО «Электронный паспорт» входит в структуру Государственной корпорации «Ростех». Оно же является администратором Систем электронных паспортов в ЕАЭС.
Подробнее узнать об ЭПТС и получить ответы на все вопросы, связанные с переходом на электронный формат документа, можно на сайте АО «Электронный паспорт».