Мой мотор
05.06.2018

Ржавые номера и регистрация в ГИБДД. Проблема, которую может решить только Верховный суд

Регистрация автомобиля в ГИБДД
В Верховный суд Российской Федерации обратился автовладелец из Хабаровска. На свою беду в феврале этого года он приобрел «праворульный» минивэн Toyota Regius Ace. Радость мужчины была недолгой. Когда он приехал в ГИБДД для регистрации ТС, ему в ней отказали. Автоинспектор, проводивший осмотр, не смог прочитать номер на кузове, который съела ржавчина.
Перерыв на рекламу

Возмущению автовладельца не было предела. Дело в том, что проблема с проржавевшим номером выяснилась в отношении этого самого авто еще в 2013 году. Прежний владелец машины столкнулся с аналогичной проблемой и решил отдать ее на экспертизу. Эксперт прочитать все цифры на номере не смог, но подтвердил, что номер был поврежден не благодаря действиям злоумышленников, а вследствие естественной коррозии. При этом все остальные номера читаются нормально. В экспертно-криминалистическом центре МВД в 2018 году было проведено повторное исследование – оно подтвердило: криминала за этим авто нет. Но управление ГИБДД по Хабаровскому краю покупателю минивэна Toyota отказало в регистрации - сослалось на повреждение номера кузова. В качестве причины «гаишники» назвали пункт 15 правил регистрации, в котором сказано: транспортное средство должно быть идентифицировано, а этого сделать не удалось.

Как сообщил «Коммерсант», автовладелец из Хабаровска посчитал такое положение дел форменным безобразием и пытается оспорить законность полицейских правил регистрации автомобилей в Верховном суде (речь идет о приказе МВД под номером 1001, устанавливающем правила регистрации транспортных средств). В МВД заявляют, что сделали все правильно (действовали по закону), и готовы к защите своих коллег, отказавших автолюбителю в регистрации его авто.

Интересная деталь: до середины 2017 года органам ГИБДД вообще было запрещено ставить на учет транспортные средства, у которых не читаются идентификационные номера (в частности, VIN-номер). Таким образом, зарегистрировать до этого времени авто с уничтоженным в результате ржавления кузова или деталей конструкции «ВИНом» было практически невозможно. Позже законодательство стало более мягким и разрешило регистрировать ТС с изменённой маркировкой транспортных средств и номерных агрегатов в результате естественного износа, коррозии, ремонта или возвращённых собственникам или владельцам после хищения, при условии их идентификации.

Однако, если хотя бы один идентификационный номер автомобиля вызывает у автоинспектора подозрение (он не может его прочитать полностью или подозревает, что тот был перебит), в этом случае он имеет право отказать в регистрации. В этом случае автовладельцу придется проходить проверку в экспертно-криминалистическом центре. По ее результатам эксперт дает заключение о том, что могло стать причиной невозможности идентифицировать авто (прочитать номер) – незаконные действия либо естественная коррозия.

У нашего героя заключение экспертно-криминалистического центра есть, при этом его все равно «завернули». Обидно? Конечно. И что делать? Хабаровчанин посчитал возможным обратиться в верховный суд. Молодец!

Автовладелец считает, что приказ 1001 в его нынешней редакции нарушает его права как автовладельца, поскольку создает необоснованные препятствия для допуска транспортного средства к участию в движении. Истец обращает внимание, что приказ не соответствует закону «О государственной судебно-экспертной деятельности»: в нем прописаны требования, которые предъявляются к заключениям экспертов, но об идентификации автомобиля в нем ничего не сказано. Получается, что сотрудники ГИБДД устанавливают избыточные и не основанные на законодательстве требования к заключениям экспертов. Тогда зачем вообще нужна экспертиза, если в конечном итоге сотрудник МРЭО решает: «казнить или миловать». И возразить ему нечем: он руководствуется «положениями закона». Автомобилист просит ВС дать распоряжение о внесении изменения в пункт 15 того самого приказа МВД – исключить из него фразу о том, что транспортное средство должно быть идентифицировано.

Как считают в руководящем аппарате ГИБДД, ситуацию можно было бы облегчить введением обязательной дублирующей полицейской маркировки, которая наносится в другое место на кузове, если остальные номера испорчены коррозией. Об этом говорят уже много лет, но до решения дело так и не дошло. А автомобилисты по-прежнему мучаются. Так, только в прошлом году в стране зафиксировано 24 тыс. случаев, когда ГИБДД отказала автовладельцам в регистрации из-за признаков измененной маркировки или поддельных документов. На самом деле, это менее 1% от общего количества регистрационных действий с автомобилями и, тем не менее, за каждым таким случаем стоит конкретный человек, столкнувшийся с серьезными и нерешаемыми проблемами. Причем, не по своей вине…

Почему автоинспектор отказался регистрировать авто нашего героя? Потому что в конечном итоге именно он несет ответственность за то, что «выпустил на дорогу» автомобиль, который не удалось идентифицировать. Транспортное средство с измененной маркировкой идентифицируется ГИБДД на основании комплекса документов, включая отказ в возбуждении уголовного дела, копии справки об исследовании или заключение экспертизы. Конечную идентификацию проводит инспектор ГИБДД. Почему он принял такое решение? Потому, что посчитал его правильным. И претензий к нему быть не может – он действовал по закону.

Мы обязательно познакомим вас с тем, какое решение примет Верховный суд. Это важно, так как подобная история может произойти с каждым из нас. По крайней мере, с теми, кто решается на покупку старого ржавого японского минивэна с правым рулем.

 

Перерыв на рекламу

Самое популярное

Раз в неделю мы знакомим более 3 миллионов подписчиков с самыми интересными статьями и предложениями из мира автомобилей

Отправляя данные с этой формы, вы принимаете условия Пользовательского соглашения
Подписаться на материалы
Закрыть
Закрыть

Регистрируясь на данной форме, я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие на обработку персональных данных.
Закрыть