Пока их автомобиль не превратился в бесформенную массу, погребенную по ветвями могучего дуба (тополя или клена), автовладельцы в большинстве своем не обращают внимания на капризы природы. Договор добровольного страхования (пресловутый КАСКО) обычно заключается для нового автомобиля, купленного в кредит (по требованию кредитной организации), во избежание его угона либо из боязни ремонтировать машину за свой счет в случае ДТП. Природные катаклизмы обычно не рассматриваются, в связи с чем страховые компании при составлении договора часто этот пункт пропускают. Кто знакомится с условиями страхования по КАСКО после того, как бумаги подписаны, а деньги заплачены? Еще меньше тех, кто интересуется ими до того, как заключить договор со страховщиком. Что мы обычно знаем о КАСКО? Ущерб плюс угон. Вполне достаточно...
В законе N4015-1 от 27 ноября 1992 года "Об организации страхового дела в Российской Федерации" говорится, что лица, пострадавшие от стихии и оформившие договор добровольного страхования, имеют право на компенсацию ущерба от страховой компании, с которой был заключен соответствующий договор. То есть, если автомобиль застрахован от ущерба (некоторые, чтобы сэкономить на страховке, ограничиваются лишь защитой от угона транспортного средства), владелец авто, которое было расплющено от падения на него дерева, может рассчитывать на возмещение убытков, потраченных на его восстановление. Но здесь есть одна тонкость! В договор страхования должны быть включены подобные риски. То есть в нем должен быть пункт (пункты), в котором говорится о том, что стихийные бедствия (падение деревьев, подтопление водой) и опасные осадки (например, град) являются предметом страхования. Страхователю также необходимо ознакомиться с лимитом страховой суммы, которая прописывается в договоре страхования.
Почему мы ничего не говорим об ОСАГО? Да потому, что обязательное страхование автогражданской ответственности под такого рода риски (дерево, упавшее на крышу, осыпавшаяся штукатурка или градина с грецкий орех, разбившая ветровое стекло) не попадает.
А что делать автовладельцу пострадавшего от стихийного бедствия авто, если у него нет полиса КАСКО? Не спешите впадать в хандру и занимать деньги у друзей на ремонт машины. Выясните обстоятельства произошедшего и при необходимости обратитесь с иском к организации, которая проявила недобросовестное отношение к своим обязанностям, повлекшим к трагическим (для вашего авто) последствиям.
Пример: крышу вашего автомобиля пробило листом кровли, сорвавшейся с крыши соседнего дома. Что это значит? А то, что управляющая компания, обслуживающая этот дом, плохо следила за его состоянием, а местная администрация, которая неделю назад проводила кровельные работы, выполнила их с ненадлежащим качеством. Упавшее дерево? Наверняка и у него есть хозяин - собственник и арендатор земельного участка, на котором оно произрастало. Если на ваш автомобиль рухнули леса со строящегося дома, найти виноватого вообще "легче легкого" - это подрядная организация, которая ведет работы по данному адресу. Отправившийся в свободный полет дорожный знак или рекламная вывеска, приземлившаяся на капот вашего авто? Ищите организацию, отвечающую за ее установку и содержание.
Далее - дело техники! Обратите внимание: если дерево упало на машину во время движения, вы вызываете ГИБДД; если в тот момент, когда случилась неприятность, она была припаркована, - участкового уполномоченного, который должен составить протокол о том, что произошло и к каким последствиям привело. Отнюдь не лишним будет фотоотчет о происшествии - отмеченные повреждения и причина, по которой они произошли (булыжник на капоте, дерево на крыше, элемент рекламной конструкции рядом на асфальте и т.д).
После проведения независимой технической экспертизы вы можете отправляться в организацию, отвечающую за дерево, кровлю дома, рекламный щит, и требовать от нее компенсации ущерба. Рассчитывать на то, что директор "конторы" тут же отвалит вам необходимую сумму на ремонт авто, не приходится. Более того, ответственные лица, скорее всего, будут пытаться изо всех сил уйти от ответственности и ссылаться на пресловутый форс-мажор, предвидеть который и сопротивляться которому у них не было никакой возможности. Если предполагаемый виновник отказывается платить в добровольном порядке, придется идти в суд. Дело не быстрое и чрезвычайно хлопотное, но, как показывает практика, отнюдь не безнадежное.
В пользу того, что надо более подробно расспрашивать представителя страховой компании и читать договор при приобретении полиса КАСКО, говорит и тот факт, что некоторые страховщики упростили процедуру урегулирования убытков по автомобилям, пострадавшим от стихийных бедствий, и сократили число необходимых документов. В некоторых случаях владельцу пострадавшего от урагана авто вообще не надо предоставлять никаких справок - достаточно фотосессии с места события при обращении в страховую. Если автомобиль пострадал так, что не может двигаться своим ходом, СК может направить на место своего эксперта (аварийного комиссара) - это поможет урегулировать убытки быстрее и без дополнительной канители.
Иногда власти населенных пунктов и регионов, в которых произошел массовый вал деревьев в результате урагана, принимают решение о выплате материальной помощи тем, кого коснулась эта беда. Скажете, что это невозможно? Возможно, но лишь в том случае, если в результате падения дерева на автомобиль, пострадали люди, которые в нем находились. Так, департамент труда и социальной защиты населения города Москвы объявил о выплате пострадавшим (получившим травмы) от урагана от 100 до 500 тыс. рублей. Подлечиться самому можно и бесплатно, а вот деньги, выплаченные государством на поддержание здоровья, можно потратить на ремонт любимого авто. Если, конечно, оно сумело "выжить"...
Фото: ИА "Высота 102"