Мой мотор
03.08.2017

Параллельный импорт. Грядет революция на рынке запчастей

Автокомплектующие
Российские власти намерены наладить параллельный импорт запчастей. В принципе, его легализация практически утверждена, осталось сформировать позицию правительства и согласовать ее со всеми членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Перерыв на рекламу

Что такое параллельный импорт? Под этим понятием подразумевают ввоз товаров, на которые исчерпано право интеллектуальной собственности, причем осуществляется он через каналы, которые не связаны напрямую с производителем (правообладателем). Другими словами, есть завод, который выпускает определенную запчасть, – он распространяет ее через авторизованных дистрибутеров, которые собственно и ввозят товары определенной марки на рынок России. Параллельный импорт осуществляется без разрешения правообладателя. Если это дело не узаконить, продукция, привезенная в обход правообладателя считается контрафактной. Значит ли это, что российские власти выступают за импорт «левых» запчастей?

Не совсем. Продукцию всегда можно покупать не у производителя напрямую, а через посредников или в третьих странах. И это вроде как не считается противозаконным. Другой вопрос: нам это зачем? В правительстве полагают, что легализация параллельного импорта поможет удешевить импортную продукцию (в нашем случае, автозапчасти) в непростой для отечественной экономики период. Считается, что основными преимущества параллельного импорта является как раз снижение цен на брендированную продукцию за счёт конкуренции между официальными дилерами правообладателя и независимыми импортёрами, а также возможность приобретения товаров из-за рубежа в более короткие сроки. У параллельного импорта есть и свои недостатки. Среди них - снижение стимулов правообладателей к инвестированию в производства на территории страны, где он легализован, а также увеличение теневого сектора экономики, рост доли контрафактной продукции и сокращение налоговых поступлений в бюджет.

В ФАС утверждают, что большая часть разногласий по поводу легализации параллельного импорта снята, остались лишь технические вопросы. В Минпромторге не спешат говорить о скором принятии окончательного решения. А вот отечественный автопром от этой идеи не в восторге.

В настоящее время импортеру в ЕАЭС необходимо получить согласие правообладателя на ввоз и оборот товара. В случае с параллельным импортом эту обязательную процедуру планируется убрать – сделать исключение для отдельных товаров. В первую очередь, тех, что не доступны на внутреннем рынке или доступны, но чрезмерно дороги.

В Ассоциации европейского бизнеса утверждают, что легализация параллельного импорта повысит риск угрозы для безопасности потребителя, убьет локализацию и ослабит отечественных производителей автозапчастей (или даже вытеснит их с рынка). Как это согласуется с ранее обозначенной позицией государства, направленной на развитие прежде всего производств внутри страны? Есть опасения, что параллельный импорт приведет к сокращению рабочих мест (до 60 процентов), к снижению инвестиционной привлекательности России и других стран ЕАЭС. Экспертов рынка также беспокоит вероятность увеличения объема контрафактных запчастей и нестабильность ценообразования, на которое будет влиять изменение курса рубля.

Есть и те, кто выступает за параллельный импорт (иначе бы в правительстве не рассматривали такой вариант). Некоторые эксперты полагают, что опасения напрасны. Наоборот, в этом случае цены снизятся, рабочих мест станет больше, бизнес получит дополнительный толчок, конкуренция вырастет, качество – вместе с ним… Что касается контрафакта… Просто за этим надо следить более тщательно и жестко наказывать провинившихся. А еще – строить заводы в России, снижать себестоимость продукции. И тогда никакой параллельный импорт не страшен. А может, и не нужен.

 

Перерыв на рекламу

Раз в неделю мы знакомим более 3 миллионов подписчиков с самыми интересными статьями и предложениями из мира автомобилей

Отправляя данные с этой формы, вы принимаете условия Пользовательского соглашения
Подписаться на материалы Калькулятор КАСКО
Сегодня в СМИ
Это интересно
Закрыть
Закрыть

Регистрируясь на данной форме, я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие на обработку персональных данных.
Закрыть