Мой мотор
01.11.2018

Как вернуть дилеру бракованный автомобиль? Верховный суд дал необходимые пояснения

Автосалон
Если в ходе эксплуатации автомобиля, купленного в автосалоне, при его работе выявлены серьезные недостатки, покупатель вправе вернуть его продавцу. Однако автосалоны, как правило, не спешат выполнять это требование. Дело уходит в суд, но и судьи не всегда могут разобраться правильно, что к чему.
Перерыв на рекламу

Пришлось звать на помощь Верховный суд. В высшей судебной инстанции разъяснили как и при каких условиях можно вернуть некачественный автомобиль продавцу и расторгнуть договор купли-продажи. В последнем обзоре судебной практики («Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг») ВС РФ привел в качестве показательных примеров несколько подобных дел.

Почему автовладельцы редко судятся с продавцами и производителями автомобилей? Потому, что на препирательства с дилерами у граждан уходят месяцы и годы – не каждый выдержит. Последние разъяснения Верховного суда должны ускорить этот процесс.

Почему так долго в судах рассматриваются подобные дела? Чаще всего это происходит из-за… незнания законов судьями и принятия ими ошибочных решений. В итоге покупателю бракованного автомобиля приходится подавать апелляцию. Рассмотрение его дела проходит несколько инстанций – на это уходит много времени. В итоге покупателю приходится обращаться в Верховный суд.

Первое разъяснение

Первое важное разъяснение: Если недостаток у автомобиля обнаружен в течение 15 суток со дня его покупки, покупатель вправе вернуть его продавцу, а продавец обязан по его требованию предоставить ему новый автомобиль или вернуть деньги, независимо от того, каким был выявленный недостаток – существенным или несущественным (статья 18 Закона «О защите прав потребителей»).

Пример

Мужчина купил в автосалоне автомобиль, у которого в течение уже первых дней эксплуатации было явлено несколько дефектов. Он потребовал от продавца вернуть деньги, но получил отказ. Покупатель пошел в суд, который удовлетворил его иск. А продавец обжаловал решение нижестоящей инстанции в апелляционном суде и выиграл дело. Апелляционный суд поддержал дилера, сославшись на то, что выявленные недостатки – несущественные и не мешают нормальной эксплуатации автомобиля. Тем более, что дилер принял на себя обязательства устранить их за свой счет (по гарантии) и устранил.

А вот Верховный суд уличил апелляционный суд в незнании пункта 1 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей» и все-таки заставил дилера взять обратно автомобиль, у которого были выявлены дефекты (напомним, покупатель обнаружил их и обратился к продавцу в течение первых 15 дней с момента покупки), и вернул истцу деньги, уплаченные за него.

Второе разъяснение

Второе разъяснение Верховного суда относится к неисправным автомобилям, дефекты у которых выявляются в течение гарантийного срока. Существенный или несущественный недостаток необходимо устанавливать, если покупатель обратился с требованием замены машины или расторжения договора по истечении 15 дней с момента покупки автомобиля.

Пример

Женщина приобрела автомобиль, который постоянно выходил из строя. Автовладелица не могла пользоваться машиной более 30 дней в течение каждого года двухгодичного гарантийного срока. Однажды ремонт затянулся более чем на 45 дней – максимальный срок устранения недостатков (согласно Закону «О защите прав потребителей»).

Суд первой инстанции, а затем и апелляционный отказали женщине в иске к автосалону. Оба суда установили, что женщина дважды самостоятельно обращалась в сервисный центр в Норвегии, а он… не входит в перечень центров, уполномоченных ремонтировать автомобили, реализованные дилером.

Верховный суд не согласился с решением нижестоящих судебных инстанций и указал на то, что срок доставки автомобиля в сервис и срок проезда покупателя в сервис за автомобилем входят в период, в течение которого покупатель не мог использовать товар вследствие устранения его недостатков.

Верховный суд также не согласился с тем, что ремонт автомобиля в сервисном центре иностранного государства не должен учитываться при решении вопроса о расторжении договора. Согласно этому договору клиенту была предоставлена международная гарантия на автомобиль.

Верховный суд указал на то, что расторжение договора купли-продажи возможно при совокупности нескольких обстоятельств: невозможности в течение одного года гарантии пользоваться автомобилем более тридцати дней, невозможности использования автомобиля, обусловленной неоднократными ремонтами, устранения во время ремонтов разных недостатков товара.

Верховный суд отменил решения нижестоящих судебных инстанций и направил дело на новое рассмотрение.

Сославшись на пункт 7 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей», ВС РФ обязал суды учитывать в таких делах время доставки, указав на то, что за нее отвечает продавец, а не потребитель. Кроме того, ремонт за границей надо учитывать при расчете сроков, так как гражданин, согласно договору, имеет право ремонтировать свою машину там, где посчитает нужным.

 

Перерыв на рекламу

Раз в неделю мы знакомим более 3 миллионов подписчиков с самыми интересными статьями и предложениями из мира автомобилей

Отправляя данные с этой формы, вы принимаете условия Пользовательского соглашения
Подписаться на материалы
Закрыть
Закрыть

Регистрируясь на данной форме, я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие на обработку персональных данных.
Закрыть