Соответствующее законодательство уже есть. В июле 2018 года в ПДД даже появились специальные знаки, ограничивающие движение машин с низким экологическим классом. 30 декабря прошлого года вступил в силу закон «Об организации дорожного движения», которые позволяет регионам устанавливать эти знаки на своей территории.
Как сообщает «Коммерсант», Москва по традиции стала первым субъектом РФ, руководство которого публично объявило о намерениях воспользоваться нормой законодательства о запрете въезда неэкологичных авто в определенные районы. В октябре 2018 года Совет по правам человека (СПЧ) при президенте РФ выработал рекомендации по борьбе с загрязнением воздуха на востоке Московского региона для Минприроды, Госдумы, столичной мэрии. Правительству Москвы, в частности, предлагалось «определить местоположение зон, требующих закрытия для въезда транспорта низкого экологического класса», и установить категории автомобилей, на которые распространяются ограничения. Рекомендации совета были направлены президенту, и тот в конце декабря 2018 года поручил рассмотреть их председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву и мэру Москвы Сергею Собянину.
23 января вице-премьер Максим Акимов поручил правительству Москвы и Санкт-Петербурга в лице Сергея Собянина и Александра Беглова вместе с Минтрансом, МВД, Минпромторгом и Минприроды до 4 марта проработать и представить «дорожную карту» введения зон ограничения движения транспорта низких экологических классов в Москве и Петербурге.
Мэр Москвы уже заявил о поддержке данного предложения, заявив о готовности «оказать содействие в решении вопроса по введению в городе зон с ограничением въезда транспортных средств низких экологических классов в отношении всех транспортных средств, администрируемых средствами фотовидеофиксации».
Районы столицы, где необходимы подобные ограничения, пока не называются. По мнению эксперта «Гринпис России» Василия Яблокова, ограничения должны распространяться на все районы столицы с плотной жилой застройкой. По его мнению, логично начать вводить ограничения с центра города, где ежедневно бывает больше всего людей. Однако для поддержания социальной справедливости нормы должны распространиться на весь город. Яблоков отмечает, что ограничения на въезд автомобилей с двигателями классов «Евро-3», «Евро-2», «Евро-1» и «Евро-0» приведут к снижению на 22–27% загрязнения воздуха к 2030 году при условии, что эта мера будет сочетаться с развитием общественного транспорта, велосипедной и пешеходной инфраструктуры.
У инициативы СПЧ, поддержанной властями, между тем, есть существенные недостатки. Непонятно, как физически будет осуществляться ограничение движения автомобилей с «грязным» выхлопом. Самый очевидный вариант — дорожные камеры. Однако они не умеют различать автомобили различных экологичных классов. По крайней мере, те, что были выпущены до 2011 года (данные об экологическом классе двигателя начали вноситься в свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) лишь с 2011 года). Пока не будет соответствующим образом изменено законодательство и соответствующие ГОСТы, говорить об эффективном использовании указанных выше норм не приходится.
С 1 июля 2021 года предполагается ввести в действие пункт ПДД, согласно которому, все автомобили должны иметь экологический класс, прописанный в Свидетельстве о регистрации. Если такой отметки в СТС не будет, водителю придется платить штраф — 500 рублей.
Кстати, ранее эксперты выяснили, что самые экологичные автомобили сегодня ездят именно по Москве и санкт-Петербургу.