Причиной фантомной пробки (самопроизвольного затора на дороге) является интенсивный трафик на данном участке дороги. Ученые утверждают: если бы на ровном участке дороги с интенсивным движением все автомобили двигались прямолинейно и равномерно, таких заторов можно было избежать.
Как вы уже догадываетесь, фантомные пробки чаще всего вызваны человеческим фактором. Водители при замедлении движения начинают судорожно «прыгать» из одной полосы в другую в поиске той, что «едет» быстрее других. Часто они не только не выигрывают в скорости, но и замедляют движение еще больше. Другие причины возникновения фантомных пробок - несвоевременная реакция на меняющуюся дорожную обстановку или, например, излишне резкое торможение. Вместо того, что двигаться медленно и равномерно, один водитель «бьет по тормозам», следующий за ним делает то же самое – и вот уже стоят все. А все потому, что один (первый) «уснул за рулем», а остальные не смогли правильно среагировать на его маневр. Возникает цепная реакция, в результате которой может полностью остановиться весь трафик.
«Учить ученого» сложно. Поэтому взывать к правильному поведению на дороге бесполезно. Но способ избежать фантомных пробок на дороге есть. Его имя - адаптивный круиз-контроль. Штука эта новая и устанавливается пока не на всех автомобилях, но со временем, когда она станет (возможно) популярной или обязательной, водители смогут в полной мере оценить ее преимущества на дороге.
Адаптивный круиз-контроль серьезно уменьшает последствия внезапного торможения для двигающихся позади автомобилей. Причем этот результат сохраняется, даже если не все автомобили в потоке оснащены этой опцией (достаточно одного из трех). При внезапном торможении впереди идущих автомобилей водители, у которых адаптивного круиз-контроля нет, тормозили резче, чем этого требовала ситуация. Это действие порождало «волну» торможений, практически парализовавшую движение.
Адаптивный круиз-контроль автоматически замедляет и разгоняет автомобиль для поддержания одного темпа с транспортным средством, идущим впереди. При этом исключаются ошибки, связанные с усталостью или отвлечением водителя.
Кроме того, что он предотвращает появление фантомных пробок, адаптивный круиз-контроль помогает предотвратить до 5% ДТП на шоссе, приведших к причинению вреда здоровью людей, или серьезно облегчить их последствия. Кроме того, внедрение этой технологии может снизить расход топлива автомобилем на 3%.