Все просто: водитель, который не хочет платить за проезд, пристраивается в «хвост» впереди идущему авто и, когда перед тем открывается шлагбаум, проезжает вместе с ним. Система думает, что пропустила одно транспортное средство, а проезжают на самом деле два – второй едет бесплатно.
В ГК «Автодор», управляющей в России платными дорогами, нашли управу на «зайцев». В прошлом году на 545-м километре трассы М-4 «Дон» провели эксперимент, в результате которого число недобросовестных водителей, не желающих платить за проезд, снизилось в 20 раз. Эксперимент признали удачным: в ближайшее время на ПВП будут установлены 90 видеокамер и светофоры. Для того, кто оплатил проезд, будет загораться зеленый свет; для того, кто захочет проскочить шлагбаум сразу за ним – красный. Вполне возможно, что проехать пункт без оплаты проезда удастся, вот только камера, следящая за процессом, установит нарушителя, проехавшего на запрещающий сигнал светофора. Именно за это административное правонарушение ему будет выписан штраф (одна тысяча рублей в первый раз и пять тысяч – во второй и так далее), который придет по почте. Дешевле заплатить…
Со временем новую систему борьбы с «зайцами» распространят на все платные трассы, которыми управляет «Автодор». Собранные средства обещают пустить на ремонт, строительство и реконструкцию дорог.
А что делать на тех участках, где вместо традиционных ПВП будут установлены системы с оплатой проезда free-flow (дистанционно через транспондер)? В этом случае система «камера – светофор» не сработает. Штрафы «зайцам» будут приходить после фиксации того, как они съехали с дороги, не заплатив за проезд. Водителю пришлют штрафную квитанцию и счет за число пройденных им «платных» километров.
Дорог с системой free-flow в России еще нет. Но к моменту, когда они появятся, депутаты Госдумы должны будут принять соответствующий закон. Как отметили в «Автодоре», соответствующий законопроект уже принципиально согласован с Минтрансом. Его внесение в Госдуму запланировано в осеннюю сессию.