Эта акция призвана напомнить людям о том, что чрезмерная автомобилизация вредная как для их здоровья, так и для природы, что есть альтернативы автомобильному транспорту, которые мы можем использовать в каждодневной жизни.
Впервые День без автомобиля прошел в 1973 году в Швейцарии. Но тогда власти думали отнюдь не о защите окружающей среды, а о последствиях топливного кризиса. Но то были локальные призывы; в 1997 году Великобритания объявила о первой общенациональной акции, а уже спустя год аналогичное мероприятие прошло во Франции. Спустя еще несколько лет к акции присоединились и другие крупные страны с большим частным автопарком (всего 35 стран). Европейская неделя мобильности проходит в Европе с 16 по 22 сентября; последний ее день собственно и получил название «День без автомобиля».
В этот день многие крупные города мира проводят массовые велопробеги. Самое большое представительство в таких мероприятиях обычно собирают Лондон, Сидней, Сан-Франциско, Будапешт. По приблизительным выкладкам, «День без автомобиля» отмечают (отказываются от использования личного транспорта) около 100 млн человек в 1,5 тыс. городах мира.
Интересная деталь: в России «День без автомобиля» впервые провели в 2005 году в Белгороде, в следующем году к нему присоединился Нижний Новгород, далее – другие крупные российские города. В Москве, например, акция проводится с 2008 года, в Санкт-Петербурге – с 2010 года. В прошлом году в ней приняли участие 24 российских города.
Значит ли это, что в этот день Москва, Санкт-Петербург и другие российские города полностью избавятся от автомобильных пробок? Риторический вопрос…