Эксперт уверен: потребность в новых автомобилях у россиян есть; они, как выяснилось, откладывают покупки на потом (отложенный спрос), но если нефть и дальше будет расти, а курс рубля стабилизируется, рынок легковых авто в стране пойдет вверх. Отрицательный фактор – рост цен на автомобили и, соответственно, снижение покупательской способности, а также сохранение санкций в отношении страны и политическая нестабильность.
Целиков увидел на рынке положительные тенденции. А вот в Министерстве экономического развития царит несколько другой настрой. В министерстве утверждают, что стагнация, в котором нынче пребывает автомобильный рынок России, продержится до 2020 года. Нет, это совсем не означает, что он не выйдет из минуса. Он даже может расти, но, при этом, продажи автомобилей в стране до указанного выше срока не превысят 2 млн шт. в год.
В настоящее время отечественный автопром активно перенастраивается на экспорт, но существенно нарастить его не получится. К 2020 году, по прогнозам МЭР, он может вырасти на 200-300 тыс. автомобилей в год – не более того.
Самый оптимистичный прогноз развития рынка в ближайшие несколько лет дает аудиторская компания PricewaterhouseCoopers (PwC). Она прогнозирует 35-процентный рост российского авторынка до 2021 года. По мнению иностранных экспертов, нынешний год станет последним, когда отмечается спад продаж, но уже в следующем году рынок вырастет на 17%. Если будут расти цены на нефть, увеличится и спрос на автомобили. Как связаны друг с другом эти два показателя, PwC не объясняет.
А что скажет Минпромторг? В этом министерстве прогнозируют падение авторынка России на 11% в 2016 году – в абсолютных величинах это около 1,42 млн шт. По словам заместителя министра промышленности и торговли Александра Морозова, в следующем году прогнозируется небольшой рост производства в сегментах грузовиков, автобусов и легких коммерческих автомобилей.
За девять месяцев текущего года продажи легковых автомобилей в России снизились на 14,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 1,021 млн шт. В сентябре падение продаж замедлилось до 10,9% против 18% в августе. Такую информацию дает в своем ежемесячном отчете Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса.
В прошлом месяце россияне купили 125 568 новых автомобилей – на 15 375 шт. меньше, чем в сентябре 2015 года.