Причины снижения поступлений денег страховщикам за «автогражданку» назвали специалисты информационного проекта «ОСАГО: Общественная экспертиза». По их мнению, проседание рынка ОСАГО можно объяснить, во-первых, снижением цен на полисы ОСАГО. Так, средняя стоимость автогражданки по стране упала за год на 5,5%. А произошло по результатам проведения первого этапа реформы ОСАГО и расширения тарифного коридора.
Во-вторых, страховщики стали получать меньше денег по ОСАГО из-за увеличения количества поддельных полисов на рынке. Некоторые водители пытаются «уйти в тень», и это, по словам председателя Всероссийского общества автомобилистов Валерия Солдунова, является серьезной проблемой. Причем, не только финансового характера.
«Водителей, которые ездят с поддельными полисами становиться больше. Сказывается общий рост цен, сокращение реальных доходов, - отметил Солдунов. - Безусловно, в текущей ситуации стоит смотреть в сторону уменьшения стоимости полиса. Однако какими бы ни были цены, подделки будут всегда, и решать эту проблему необходимо».
Выход из сложившейся ситуации эксперт видит в запуске автоматических комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, которые смогут определять водителей без «автогражданки».
Третья причина снижения доходов автостраховщиков по ОСАГО - неэффективное ценообразование. Парадокс: цены на полисы снижаются, но участники рынка с надеждой ожидают окончания реформирования отрасли. Они считают, что уже в 2019 году убыточный сегмент (по их мнению — прим. «Мой Мотор»), наконец, начнет приносить прибыль.
По мнению генерального директора компании «Автоинжиниринг» Германа Инденбаума, страховщики начали конкурировать за «хороших» (безаварийных) клиентов, снижая для них цены. Однако повышать тарифы для неаккуратных водителей не получается.
«Во-первых, границы тарифного коридора не позволяют это сделать, - заявил эксперт. - А во-вторых, пока есть страховые компании, готовые необоснованно дешево продавать полисы аварийным страхователям: по причине непрофессионализма или неумения управлять продажами. Вероятно, поэтому общая сумма сборов и не растет. Изменить ситуацию и повысить сумму премий, пусть и не сразу, поможет дальнейшая реформа ОСАГО, направленная на индивидуализацию тарифа».
Осенью этого года Госдума рассмотрит законопроект, предлагающий дальнейшее расширение тарифного коридора сначала на 30% а потом еще на 40% вверх и вниз. Помимо этого, предполагается предоставить страховым компаниям право устанавливать свои тарифы для каждого водителя. Также планируется отменить территориальный коэффициент и надбавки за мощность двигателя, которые никак не влияют на аварийность, но существенно прибавляют к стоимости страховки.
Страховщики уверены: когда тариф будет регулироваться рынком, возможно, тогда ОСАГО выйдет в уверенный плюс. Выглядит пугающе: вы не находите?